Демотивирующий спидометр

 
    15.11.2014
   
Итак, имеем альтернативную шкалу спидометра. Имеется штатная шкала скорости, она красного цвета. Синим отражена величина кратчайшего тормозного пути в метрах. Зелёным - кинетическая энергия движущегося автомобиля в тротилловом эквиваленте :), в граммах.

    Для рассчёта тротилового эквивалента масса авто принята 1100 кг, для рассчёта величины тормозного пути использовано замедление в 6,3 м\сек2 для легкового авто. Также заложена задержка 0,1 секунды - время реакции водителя, и 0,6 секунды - время срабатывания тормозной системы, в соответствии с ГОСТ. В приниципе, требования к величине тормозного пути определяются приложением к ПДД, в котором имеется ссылка на ГОСТ Р 51709-2001, однако мне не удалось найти конкретной цифры, есть разные подходы, в том числе в методических рекомендациях ГИБДД по разбору ДТП. Общее в них то, что тормозной путь измеряется при торможении со скорости 40 км\ч, при этом мне встречались ограничения тормозного пути от 12 до 14 метров, я взял максимальное из встретившихся замедлений - 6.3 м\сек2. При этом следует помнить, что в гололёд\дождь тормозной путь увечивается в разы. В случае ДТП при составлении схемы ДТП обязательно учитывается состояние покрытия - асфальт ли, сухой ли, были ли осадки, гололёд. Эти данные используются при разборе для определения скорости автомобиля при экстренном торможении. Есть заблуждение, что АБС не оставляет тормозного пути, но кто реально ездит, не раз видел след экстренного торможения автомобиля, оборудованного АБС, на асфальте он выглядит ка пунктир.

    Главное, что следует учитывать водителю, что тормозной путь реально большой. И это для исправного автомобиля на сухом чистом асфальте. При осадках и гололёде тормозной путь увеличивается в разы. В том числе и зимой на зимней резине. Второй важный момент, это то, что при увеличении скорости вдвое тормозной путь увеличивается в четыре раза. К примеру кинетическая энергия авто при движении со скоростью 100 км\ч равна 100 грамма тротилла, а при 140 км\ч уже 200 граммам. А при 180 км\ч уже превышает 300 грамм в тротилловом эквиваленте.

    Опять таки важно знать, что если при скорости 60 км\ч тормозной путь составит 33 метра, то при 80 км\ч уже 55 метров, то есть более чем в полтора раза больше. Тем же, кто любит гонять в городе 100 км\ч, следует знать, что если ближе 80 метров возникнет какая-либо неожиданность, то неожиданности и автомобилю не повезёт.

    Для содержания тормозов в исправном состоянии необходимо:

1. Cледует регулярно практиковать торможение на грани экстренного в условиях обеспечения безопасности: отсутствии других автомобилий и пешеходов, в светлое время суток на пустой и ровной дороге.

2. Уровень тормозной жидкости отображается значком (!). Если он загорелся, по уму надо разобраться с причиной. Как правило это протекающий рабочий тормозной цилиндр. Но возможен вариант и с повреждённым тормозным шлангом. Вообще с таким горящим значком ездить нельзя.

3. После проезда глубоких луж тормоза намокают и работают в разы хуже, то есть есть вероятность остаться без тормозов. В срочном порядке необходимо прерывистыми нажатиями на педаль тормоза просушить тормоза, и некоторое время тормозить заранее, раньше чем обычно, до тех пор, пока тормоза не просохнут.

4. При спуске с горки нельзя притормаживать тормозами, от этого они могут перегреться и вы останетесь совсем без тормозов. На спуске необходимо тормозить двигателем.

5. Раз в 2-3 года тормозную жидкость необходимо менять, так как она впитывает воду, отчего понижается её температура кипения. В результате при интенсивном торможении есть риск закипания тормозной жидкости и вы опять таки останетесь без тормозов.

6. После интенсивного торможения тормозам надо дать остыть.

7. Зимой следует учитывать, что в начале поездки, пока покрышки не прогреются, их сцепление с дорогой несколько хуже, это опять таки приводит к увеличению тормозного пути.

8. При экстренном торможении контролируйте также поведение едущего за вами.