Ревизия масляного насоса
 
    28.03.2018

    Почитывая на досуге мануал на Волгу наткнулся на абзац про масляный насос, где было сказано устанавливать прокладку в 0.3 мм, но при этом оговаривалось что если давление низкое, можно ставить прокладку меньшей толщины. Также дополнительными факторами было то, что уже давно были куплены шестерни масляного насоса, и то, что прошлым летом при плюс 25-30 на ХХ 1000 оборотов лампа низкого давления масла иногда загоралась - допустимо, но неприятно. По итогу решил с заменой масла перебрать и масляный насос.

    Для снятия поддона необходимо снять картер сцепления, отсоединить центральную рулевую тягу. Чтобы не приподнимать двигатель, можно открутить передние шпильки крепления поддона, тогда слегка повернув поддон вправо, можно его спокойно снять. Поддон был посажен на герметик при капиталке и не вскрывался 4 года, пробег порядка 15 тыс. км:

Синтетика ТНК 5в-40 порадовала, как я и ожидал, увидел отмытые стенки картера двигателя. Фото при капиталке я не делал, но точно помню, что всё было черным-черно:
Также меня интересовал момент, а что значат метки уровня масла на щупе. По факту отметки мин и макс соответствую торцам шестерён масляного насоса, что в общем-то логично:
На шестернях были следы ощутимые износа. На ведомой с одной стороны слой лака, с другой зеркальная неровная поверхность:
У ведомой шестерни также дополнительно была изношена ось, при этом шестигранник был в удовлетворительном состоянии.
Износ привалочной поверхности был вцелом удовлетворительным, хотя при капиталке я поверхность шлифовал, и она была более ровной:
Пытался замерить зазоры с новыми и старыми шестернями. Со старыми зазор между зубьями был везде не менее 0.4, допуски я находил только для тазовского маслонасоса, это 0.15 мм. С новыми шестернями вышло примерно 0.2:
А вот зазор я решил уменьшить, подобрав требуемую толщину прокладки несколькими слоями фольги. Вырезал по контуру канцелярским ножом. Сперва попробовал собрать без прокладки - шестерни заклинили намертво. Также было с прокладкой из 1 и 4 слоёв фольги. С 16ю продольный люфт ведущей шестерни был на глазок в районе 1 десятой. Остановился на 12 слоях:
Совсем впритык делать нельзя, так как на морозе корпус уменьшится сильнее из-за повышенного коэффициента теплового расширения алюминия, и шестерни может заклинить.

    Рассчитывал получить ощутимое увеличение давления, но его не получлось. Прирост конечно небольшой есть, появилась зависимость от оборотов. Раньше после прогрева масла давление было стабильно в штрихованной зоне. Причина в том что вкладыши не менялись с завода. По итогу небольшой прирост есть, но при большом пробеге данная методика максимального давления не вернёт.

   

Фотогалерея