Опора КПП от Газели-бизнес на Волгу

 
    15.08.2016

Обзор конструкции

    Идея добавить жёсткости креплению КПП к кузову у меня появилась давно, так как при глушении ручка КПП дрыгалась довольно сильно. Кроме того, последнее время при езде по неровностям появились стуки. Как оказалось впоследствии, причина была в злополучном креплении приёмных труб к КПП, но про это будет очередная запись в соответствующей статье. Итак, в магазине запчастей была обнаружена штатная опора КПП 3110 - цельно резиновая и опора от газели бизнес. Опора газели была раза в три дороже, она меня заинтересовала, изучил вопрос, оказалось что отзывы тех, кто установил данную опору сугубо положительные, однако для этого необходимо так или иначе дорабатывать траверсу, так как в шаттную новая не влазит. Вот эта опора:

У неё два каталожных номера 0315749А и 3302.1001050. В принципе она мне понравилась - руками продавливалась, была в меру упругой и достаточно жёсткой. Поскольку пришлось бы также пилить траверсу, то докупил и её.

   

Упор продольного перемещения двигателя

    Следующим вопросом, который пришлось решать, это необходимость упоров от продольного перемещения двигателя при разгоне\торможении. Штатно у 3110 предусмотрены 2 кронштейна:

24-1001037 и 31011-1001100. Встречалось на форумах ошибочное мнение, что пружинная опора не имеет подобного упора, это не так. Нижний штырь как раз и служит для ограничения движения двигателя. Обратите внимание на отполированность этого штыря:

    С большим трудом обнаружил каталог Газели Бизнес с двигателем камминс 2,8 евро 3, на который собственно эта опора и идёт:

С одной стороны, кронштейнов нет, но с другой стороны, опора расположена в пазу, который можно рассматривать как кронштейн - ограничитель продольного перемещения двигателя. Поэтому решил кронштейн всё-таки сделать. При этом при разгоне кпп прижимаетсе к траверсе и порвать подушку сложнее. А вот при торможении кпп идёт вверх, разрывая подушку, поэтому решил ограничитья только кронштейном спереди.

    Для этого взял уголок из стали шириной 5 см и толщиной 5 мм:

Теперь при торможении опора будет упираться в это кронштейн

   

Доработка траверсы

    Вот ложка дёгтя, которая несколько усложняет тюнинг:

Перед этим необходимо отпилить крепление верхнего правого отбойника, иначе опору не продеть:
Сперва планировал распилить траверсу полностью, поэтому сделал пародию на стапель, прикрутив её к деревяшкам:
Преимущество данной конструкции - можно примерять опору:
Однако по ходу пьесы выяснилось, что полностью пилить не обязательно, сантиметр можно оставить. Помимо повышенной прочности это гарантирует максимальное сохранение геометрии:
После болгарки дорабатываем напильником чтобы опора свободно вставала на место:
Получается такая щель с сантиметровой перемычкой:
Далее вырезаем заплатку из стали 5 мм:
Погоняем её как можно точнее:
Поскольку мои сварщические навыки вплотную приближабтся к 80 лвл :) , то решил варить встык. Заплатка идёт по кратчайшему пути, то есть получившая конструкция будет максимально прочной:
При этом важно приварить только к верхней пластине. Вообще при обработке траверсы я заметил вот какую вещь, центральная часть мало того что из вдвое более толстого металла, так и ещё ощутимо прочнее - вероятно холодно катанная сталь против горяче катанной, из которой сделаны крайни детали траверсы. В соединении деталей траверсы заклёпками также есть некоторый смысл, тут два момента - первый заклёпки должны давать кузову "играть" на кочках, а второё момент - судя по всему ослебление боковых креплений траверсы - это запрограмирванная деформация кузова, то есть при ДТП эти тонкие боковые опоры должны свернуться.

    Сперва варил вольфрамовым электродом, устраняя щели:

Потом наварил металла. Варил током в 160 Ампер:
Готовая, проваренная траверса:
Для защиты от коррозии красим траверсу:
Убеждаемся, что опора встаёт идеально:

   

Сборка и выводы

    Перед установкой новой опоры, сравнил её со старой:

В сжатом состоянии расстояние от КПП до траверсы 51 мм.
На снятой, ненагруженной опоре 60 мм.
С новой опорой и кронштейном получилось 55 мм:
При сборке на резьбы всех болтов нанёс кордона:
Вот вид уставноленной опоры:
Вид доработанного фрагмента траверсы:

    При сборке у меня были опасения по поводу крестовины, от неё до тоннеля было от силы 1см, но как показал первый опыт эксплуатации, опасения были напрасны, ничто ничего не задевает. Стуки при езде по неровностям пропали. Колбашение двигателя при глушении осталось, но стало ощутимо меньше. Субъективно двигатель стал работать немного тише. Хоть это и нелогично. Но объяснения тут может быть два - уменьшение вибраци двигателя за счёт увеличения жёсткости крепления. И увеличение соосности моста и кпп - необходимое условие для работы карданной передачи, за счёт того, что КПП стала выше на 4 мм. Паразитных вибраций на кузове не появилось, так что первые впечатления крайне проложительные. За заваренной траверсой буду следить, хотя мне думается я проварил качественно, и если и проиграл в прочности - то не сильно.

Фотогалерея