Прогрев двигателя
 
    11.12.2016
Прогрев двигателя

    Собственно давно хотел исследовать процесс прогрева двигателя ЗМЗ 402 с сугубо шкурным интересом - а нет ли утечек, где можно сэкономить чтобы ускорить процесс? С теплом в салоне после прогрева двигателя проблем нет, но хотелось ускорить этот процесс. Так как при ледяной корке на лобовом стекле приходится ждать оттаивания. А при коротких поездках в 10-15 минут тепло в салоне появляется только к концу поездки. Итак, начинаем в духе пользователя ин100грамм, с сэлфи:

Исходные данные. Пепелац в гараже, в гараже -5, на улице -10. Замер проводился в 7 точках:

    1. Лобовое стекло снаружи:

2. Масляный стакан, при этом в кадр попадает и ГБЦ, замерим и её:
3. Тройник термостата:
4. Термостат, при этом в кадр попадает выпускной коллектор, измерим и его:
5. Верхний бачок радиатора:
6. Тройник, где сходится тосол с танчика и термовыключателя. Выпускной коллектор обмотал фольгой, чтобы не фонил:
7. Обратка с печки, здесь сфоткал со стороны колеса, но потом фоткал спереди, так удобнее:

    По завершении прогрева сфоткал подкапотное пространство (воздушный фильтр снят):

Заднее стекло от электроподогрева нагрелось до +7 градусов, а выхлопная труба до +68:
 

    В статью вставлять снимки смысла не вижу, кому интересно, смотрите ниже в галерее. Перед основным замером оптическую камеру я заклеил скотчем, оставив только тепловизионную. Дело в том, что тепловизор самый дешёвый и эти камеры находятся на небольшом удалении, что приводит к смещению тепловой картинки относительно оптической, что только вводит в заблуждение. Итак по итогу замеров заполняем таблицу и строим график:

    Теперь выводы. Выхлопную не стал выводить на график. На 6й минуте она прогрелась до 180, и так и держалась. Но это на ХХ, на ходу понятное дело греется гораздо сильнее. Из странностей на графике - колебания температуры масляного стакана - видно я наводил тепловизор на разные участки, но порядок цифр верный. А главное видно, что температура масла растёт примерно как у лобового стекла. А отсюда вывод - греть мотор зимой из соображений, чтобы масло лучше смазывало - бессмысленно. Даже когда тосол прогреется до 90 градусов, масло и до 40 градусов не нагревается. Я во время прогрева сверялся с показометрами на приборке - всё в точности соответствовало. То есть повторюсь ещё раз греть мотор - бессмысленно, масло нагревается очень медленно. Исключение может быть, если на авто установлен масляный теплообменник.

    Далее смотрим, термостат у меня на 87 градусов, он открылся на 12й минуте, при этом резко возросла температура обратки с печки. Странно? Да. Объяснение такое, до открытия термостата тосол циркулирует через тройник - по малому кругу с минимальным сопротивлением даже несмотря на редукционный клапан. После открытия термостата тосол идёт через основной радиатор. Кажется что оно большой и легко пропускает тосол, но по факту, даже если попробовать продуть ртом, оказывается что он оказывает огромное сопротивление потоку. А жидкость же она хитрая - где проще, туда и идёт. То есть когда термостат закрыт, тосолу легче идти через тройник, чем через печку. А при открытии термостата проще идти через радиатор печки, чем через основной радиатор. Это подтверждается жопомером, я обращал внимание, что после открытия термостата печка начинает греть ощутимо сильнее.

    Следующий момент, который меня сильно интересовал - где же более горячий тосол - с танчика или с термовыключателя. На всех фото видно, что тосол с танчика горячее. Тем не менее, я менять конструкцию не буду, так как мне кажется что на ходу, а тем более при высоких нагрузках, картина обратная - горячее тосол именно с термовыключателя. И нагар на ГБЦ это только подтверждает.

    Следующий момент на который нельзя не обратить внимания - это нагрев бачка радиатора до открытия термостата. То есть при закрытом термостате есть некторая циркуляция через основной радиатор и огромное количество тепла уходит впустую.

    Итак, что можно сделать для ускорения прогрева:

   

Фотогалерея