Диагностика неисправностей автомобиля тепловизором

 
    03.09.2016

Возможности тепловизора

    Для объективной оценки процессов теплообмена в автомобиле приобрёл простейший тепловизор. Правда он может и простейший, но за его цену можно купить какое-нибудь убитое авто :). Как показала практика штатно его использовать можно только если есть один тёплый объект на холодном фоне, тогда всё более менее ясно:
Температура в левом верхнем углу - по центру кадра, отмечены также самая горячая и самая холодные точки. Почему так расписывать не буду, кому интересно можете почитать про тепловизоры в тырнете. Я же постараюсь получить максимум информации при минимальных затратах.     Также при помощи тепловизора можно оценить эффективность системы обогрева салона, утечки тепла. На следующем фото снят нижний левый передний воздуховод. С приходом холодов сделаю полоноценный энергоаудит :) :
    Далее снимок капота. Здесь можно увидеть эффективность термоодеяла для двигателя, при температуре воздуха +20 капот в районе патрубка сапуна нагрет всего лишь до 28 градусов:
Выхлопная труба с теплоизоляцией от штанов до гуся нагрелась до 83 градусов:
Через 20 минут работы двигателя на ХХ остыла до 53 градусов:
Замерить температуру выпускного коллектора проблематично, так ка его температура более 300 градусов, что выходит за пределы возможностей имеющегося тепловизора:
Попробовал оценить эффективность термоизоляции штанов - получилось 222 градуса, при температуре коллекторов более 300 градусов:
Хохмы ради замерил температуру патрубка вентиляции картера - получилось 53 градуса. Но это на ХХ на ходу я думаю его температура приближается к рабочей температуре двигателя:

    Так попробовал оценить эффективнось "холодного впуска", подошва карюратора нагрелась до +70 при внешней температуре в 20 градусов - неплохой результат:

   

Диагностика ходовой

    Итак, чем теловизор может пригодится при диагностике ходовой части автомобиля. Любая неисправность будет приводить к повышенному тепловыделению. То есть где горячо - там проблема :). Сняв термограмму колеса, можно увидеть перетянутый подшипник ступицы или подклинивающие тормозные колодки:
Редуктор заднего моста заметно нагревается даже при спокойной езде. При неисправностях он будет значительно горячее. В теории также можно мониторить состояние амортизаторов. Исправные мне думается должны быть слегка тёплыми, так как в конечном счёт энергию колебаний они преобразовывают в тепло. "Убитые" амортизаторы должны быть холодными.
А теперь самое интересное, замерив температуру шин можно локализовать подклинивающую/замасленную колодку, либо скажем перетянутый ступичный подшипник:
Правая сторона холоднее на пару градусов, так как я съехал с асфальта правыми колёсами на влажную землю. А то что задние колёса горячее судя по всему следствие активного торможения двигателем.

    Таким образом, если вдруг снизилась эффективность торможения, либо при торможении стало ощутимо вести в сторону, либо просто при движении стало вести в сторону, плавно останавливаемся на однородном покрытии и оперативно замеряем температуру шин. У шины колеса с подклинивающей колодкой температура будет завышенной, а у колеса с замасленной, либо просто неисправной, колодкой шина будет заметно холоднее.

   

Диагностика системы охлаждения

    Также тепловизор просто незаменим при диагностике системы охлаждения двигателя. Температура термостата стабильна:
А вот температура на выходе радиатора за время стояния на ХХ стабильно снижалась:
Температура тосола на выходе из печки 85 градусов, так как вентилятор отопителя был выключен. Зимой по этой температуре исходящего тосола можно будет сделать вывод о целесообразности установки более мощного вентилятора:

    Попробовал оценить эффетивность системы охлаждения масла. Масляный стакан помимо фильтрации масла также и ощутимо охлаждает масло за счёт большой площади, обдуваемой принудительным вентилятором. замерил температуру блока:

И стакана в двух местах:
Указатель в салоне также показывал температуру масла в 70 градусов. Хотел сфоткать трубку, идущую на стакан, но не смог. Наверно надо будет попробовать подлезти снизу.

   

Диагностика электрооборудования

    С электрооборудованием всё гораздо проще. Штатно все узлы за редким исключением греться не должны. Исключения это непосредственно рабочий узел - нить лампы, ротор двигателя, переключающий транзистор, и т.д. Посредники - провода, предохранители, соединения, клеммы - греться не должны ни при каких обстоятельствах. Сфоткал геннадия, он нагрет равномерно, температура вполне приемлемая. Обратите внимание на шкив, при проскальзывании ремня он будет нагреваться. здесь же он ничем не выделятся, то есть натяжение ремня достаточное:
Кастом регулятор напряжения оказался горячее, чем я думал. Нет 50 градусов вполне пристойная температура, интересно до скольки нагревается штатный регулятор напряжения:
Предохранитель аккумулятора особо не выделяется, что говорит о хорошем контакте:
Сфоткал аккумулятор, хотя более информативным бы было снять клеммы непосредственно после пуска двигателя:
Сфоткал блок предохранителей, хотел увидеть, какой из них недостаточно мощный, но отопитель на заднем плане испортил кадр :)
Ну и тепловизор просто незаменим при ремонте нитей обогрева стекла, проблемная нить локализуется мгновенно:

   

Фотогалерея