Первый раз про датчик вакуума я услышал в видео Евгения Травникова (Теория ДВС). Он использовал какой-то авиационный вакууметр, непосредственно поключаемый ко впускному коллектору. По анализу показаний напишу во второй части. Также мне встречались упоминания, что с помощью вакууметра можно диагностировать общее состояние поршневой двигателя. Также было интересно изучить уровень разрежения во впускном колекторе при разгоне.
Приобрёл на алиэкспрессе датчик вакуума, искать "vacuum gauge". Выглядит показометр так:
Стрелка на сервоприводе, что довольно круто, то есть она не скачет на кочках, как у остальных аналоговых приборов. Есть два цвета подсветки и регулируемый порог, при котором срабатывает световая сигнализация и издаётся писк, который можно отключить.Сам сенсор выглядит так:
С обратной стороны некоторое количество элементов. Я всё что можно пропитал цапон лаком, для защиты: Сзади есть четыре разъёма и кнопка настройки: Четырёхконтактный разъём - это питание. Два их для того, чтобы можно было соединить несколько показометров паровозиком. По назначению провода как у магнитолы - чёрный минус, красный плюс - при его обесточивании слетают настройки - порог сигнализации и цвет подсветки. Жёлтый - к зажиганию, при подаче напряжения на него прибор включается. Белый - подсветка, надо подключать к габариткам. Я не парился и все 3 подключил к зажиганию. Трёхконтактный разъём - для датчика. Двухконтактный служит для управления лампой - я не использовал.На видео показана работа датчика. Вакуум я создавал лёгкими:
Поключать датчик я решил в разрыв шланга ВУТ. Для этого приобрёл удлинитель резинового шланга на 12 и какой-то штуцер от 406го двигателя:
На обоих нарезаем резьбу на 8 и собираем на резьбовой герметик: Для крепления датчика делаем кронштейн из стали: Место крепления выбрал крепление ГТЦ к ВУТ: Кастом тройничок врезаем в шланг ВУТ: Далее изготавливаем кронштейн для показометра: Прикручиваем его к стойке и фиксируем гайки клеем момент: Вид на установленный прибор получается таким:
А теперь самое интересное, уровень разрежения при движении и особенно разгоне. Мне встречались утвержедения, что по уровню разрежения дескать можно судить об экономичности карбюраторного двигателя, дескать чем меньше разрежение, тем меньше ТВС потребляет двигатель. В дествительности же всё не так, как на самом деле. Вот видео разгона:
И ещё из наблюдений - многие владельцы карбюраторных авто замечали, что для динамичного разгона более оптимальным является плавное открытие дроссельной заслонки, а не полное мгновенное открытие дросселя. С вакуумметром стало понятно почему, при такой технике разрежение во впускном коллекторе не падает ниже определённой величины (напомню, при тапке в пол оно падает до -0.1). Почему при низком разрежении падает тяга я объяснить не могу. Формально ТВС должно поступать больше, но по факту похоже имеет место быть обратный эффект. Кстати говоря, именно поэтому мне думается и внедрили электронную педаль газа, чтобы мозги не давали упасть разрежению при разгоне ниже определённой величины.
Теперь немного о работе двигателя без нагрузки. Покрутил движок до 6 тысяч:
Ещё из любопытных наблюдений. Многие наверно знакомы с эффектом провала на холодную. Столкнулся с таким недавно, при температуре на улице порядка 8 градусов. Что меня привлекло - писк датчика вакуума, а он возникает при нулевом давлении, или слегка избыточном. При этом при тапке в пол давление падало до 0, на прогретом двигателе оно падает до -0.1. Какие могут причины - либо выстрел в обратную сторону из-за переобогащённой смеси, но это мало вероятно, либо что ещё прикольнее - поступление холодного воздуха, его резкий нагрев и расширение, отчего в цилиндры засасывает именно этот резко расширившийся воздух, либо резко образоваавшиеся пары воды\бензина.