Установка автомобильной внешней FM антенны своими руками

 
    23.09.2014

Предыстория

    В общем решил я проантикорить скрытые полости у своей Волги, и раз уж снял подкрылок, то решил и заменить штатную антенну. К ней у меня накопились некоторые претензии, во первых она была гнутая в нескольких местах и смотрелась неэстетично. При парковке вблизи кустарников рикошетила наконечником по крыше, методично отбивая краску. А главное - штатная Волговская антенна - выдвижная, но у меня эта функция не работала, притом что сам моторчик крутил нормально. Неисправный понт хуже отсутствия понта (с). Кроме того, непонятно на какую частоту была эта антенна.

Как работает антенна

    Сейчас в продаже есть чуда антенны, принимающие диапазоны от СВ до ТВ, что, мягко говоря, странно, так как или антенна хорошо работает в одном диапазоне, или хреново в нескольких. Кроме того, есть фактор поляризации - так фм\укв (69-73 и 95-110 МГц) подразумевают вертикальную поляризацию, а тв (12 канал на частоте примерно 230 МГц) - горизонтальную. Если антенна расположена неправильно, то сигнал ослабевает значительно. Кроме того, разный диапазон требует и разного кабеля.
    Для ВЧ сигнала важнейшей характеристикой является волновое сопротивление - проявлется в сдвиге тока относительно напряжения сигнала в ВЧ кабеле. Физически определяется соотношением диаметра центральной жилы ВЧ кабеля и диаметра внешнего проводника - экрана. Как работают универсальные антенны, непонятно ... Волновое сопротивление должно быть одинаковым у всех элементов - антенны, коннекторов, провода и приёмника. В противном случае значительная часть сигнала не дойдёт до пункта назначения. Ну и простое правило чем толще провод, тем больше полезного сигнала дойдёт до адресата.
    По исполнению антенны бывают внешние и внутренние. Поскольку салон авто - это большая консервная банка, изолирующая сигнал, то с точки зрения приёма сигнала внешняя антенна гораздо предпочтительнее, оптимальное расположение антенны - на крыше поближе к магнитоле (чтоб провод покороче был) и подальше от моторного отсека (чтоб помех поменьше было). Так что у внутренних антенн преимущество только в том, что их легко установить и можно безболезненно снять. Кроме того антенны бывают активные и пассивные. Активные имеют встроенный усилитель и соответственно требуют подвода питания. Практический смысл активных антенн мне видится только в случае внутренних антенн, дабы скомпенсировать ослабление сигнала. Таким образом оптимальной антенной является внешняя пассивная.
    Также антенны делятся по виду направленности. Так как автомобиль постоянно движется и как спутниковую тарелку, антенну не навести, то в автомобиле применяется ненаправленная антенна. Простейшей антенной такого типа является штырь длиной в четверть длины волны. К примеру для 100МГц длина штыря будет 300`000 м\сек \ 100Мгц \ 4 = 75см. На практике автомобильные антенны укороченные, вроде как часть антенны представляет из себя катушку провода необходимой длины и эта катушка вроде как упаковывается в основание антенны.

Подключение антенны

    На замену штатной антенне была за 190 руб. куплена антенна Триада ВА-58:
Почувстуйте разницу в размерах. :) Характеристики:
Заводская инструкция по установке:
Вот механизм крепления:
Недостатки: с точки зрения контакта - болт - это промежуточный элемент, дополнительный источник возможных потерь. То есть возможны потери сигнала при переходе антенна-болт, и болт-контактная площадка. Вандалоусточивость низкая, то вполне можно антенны просто открутить и всё. Единственная защита от этого - настолько затянуть антенну на болт, чтобы при кручении антенны и болт также прокручивался. Кроме того и пайка выполнена не оптимальным образом, расположение ВЧ проводников должно быть другим.
    Длина антенны 39 см, то есть антенна укороченная. Сделав более длинный штырь, можно улучшить уровень сигнала.
Перед установкой, контакты защитил цапонлаком:
Чтобы не сколоть краску с декоративной гайки и с антенны, затягивал разводным ключом, внутрь заложив изоленты:
Очень важный момент обеспечение надёжного контакта массы ВЧ провода и крыла. То есть зубцы должны контактировать с металлом.
Крепление не универсально, болт оказался чрезмерно длинным:
Накрутив гайку, отпилил лишнее ножовкой по металлу, огрызок обработал надфилем. При этом будте аккуратны в конце отпиливания у меня ножовка сорвалась и угодила в палец. :(
Антенна закреплена:
Далее просовываем провод до магнитолы:

    По опыту эксплуатации. Приём стал как минимум не хуже. Никаких перебоев с сигналом не было. Со штатной антенной бывало. Дело не в том, что штатная хуже, а судя по всему рассчитана просто на другой диапазон. Как вариант, волновое сопротивление может быть другим. Главный недостаток - смотрится хуже, чем штатный хром.

Планы на будущее

    Как обычно, умная мысля приходит опосля. :) В принципе кабель новой антенны довольно хлипкий, и длина не оптимальная, порядка 0,5 метра пришлось смотать. Штатный ВЧ провод раза в два толще, то есть полезного сигнала от антенны до магнитолы дойдёт гораздо больше, и прокладывать в приборке ничего не надо. :) То есть можно было просто перепаять антенну на штатный провод. Тюнинг простой, но эффективный. Но если делать всё по уму, то должно быть как-то так:

    Во-первых чёрная антенна на Волге не смотрится, нужен хром.
    Во-вторых основание должно быть эластичным и компенсировать цепляние антенны за кустарник, чтобы штырь не ломался. Можно сформовать из силиконового герметика.
    В-третьих пайка по фен-шую. Все ВЧ соединения вообще-то должны паяться особым образом, все проводники должны быть под прямым углом, вскрытый конец вч кабеля должен быть минимальным. Вполне возможно отрезать кусок от механизма заводской антенны в части крепления к крылу и там организовать грамотное соединение антенны и ВЧ кабеля.
    В-четвёртых кабелюка должен быть потолще, можно и штатный (заводской) вполне использовать.

Фотогалерея