Впускной коллектор АТМБ-1. Часть 3. Расточка каналов шаровой фрезой

 
    15.05.2021

Расточка каналов

    То, что каналы стокового коллектора нужно дорабатывать при попытке снять более 100 лошадей видно невооруженным взглядом:

На заводе особо с литьём не парятся. Но в их оправдание скажу, что и подобное литье стоит значительно дешевле. Сама доработка стала возможна благодаря обнаружения на Али алмазной шаровой фрезы, диаметром 40 мм:
Хотя по факту, это основа диамтером 40мм, алмазное напыление добавляет ещё и отверстия от данной фрезы получаются диаметром 41 мм. Аккурат, как внутренний диаметр впускного седла змз-402 :).
В реузльтате экспериментов я обнаружил, что оптимальный режим обработки - под водой в растворе хозяйственного мыла:
Внутри каналов пробовал растачивать гибким шлангом, не получилось, слишком большое усилие:
По итогу после прохождения каждого канала оставалась внушительная кучка проточенного мяса:
С окнами под карб проблем не возникло, там просто давим на фрезу. Вращение осуществлялось шуруповертом, запитанным от БП. Для проточки каналов 2 и 3 на хвостовике фрезы пришлось проточить шестигранник с проточкой под фиксатор:
В удлинителях есть специальный штифт, упирающийся в этот паз, отчего можно прикладывать большое обратное усилие, вытягивая фрезу:
Поместив фрезу внутрь коллектора, через окна карбюратора, снаружи защёлкиваем удлинитель и таким образом проходим каналы 2 и 3. Сложностей там не возникло:

    В случае каналов 1 и 4 изгиб не позволяет с самого начала использовать прямой удлинитель, пришлось задействовать карданчик 1/4. Стык частей проводился вкручиванием болта в соединительную гайку, после прохождения части канала напрямую подсоединялся прямой удлинитель:

Отверстия получаются идеальными:
В каналах 1 и 4 протачивал до качания отлива под шпильку:
Сама форма проточенного канала идеальна на всем расстоянии:
В окне первой камеры карбюратора получился плавный переход:

    Сама проточка делается неспешно, усилие на вытягивание нужно прикладывать большое, притом что и крутящий момент немалый. На один канал уходило порядка часа, шурик нагревался так, что его держать было невозможно. Я думал что он не переживет этой процедуры, но он сдюжил, правда таки корпус редуктора свернул упоры внутри шурика, но это я починил.

   

Центрирующие штифты

    Так как точная расточка каналов подразумевает и точную подгонку коллектор-гбц, пришлось предусмотреть центрирующие штифты. Для сверления прокладки изготовил кондуктор:

Посередине перемычек разметил отверстия:
И аккуратно их просверлил:
Роль штифтов играют ролики из стыка первичного и вторичного валов КПП, коих у меня полно после ремонта пятиступки и расчленения четырехступки. У них диаметр 5.5, по длине нужно будет немного срезать:

   

Расточка выходов 1 и 4

    Завершающий этап расточки каналов - обработка выходов 1 и 4 каналов, в которых часть сечения съедает отлив под шпильку:

По прокладке, установленной на центрирующие штифты размечаем отверстие:
Объём работ обозначен:
Потихоньку протачиваем, кроме нижней плоскости, создавая плавный переход в пройденное шаровой фрезой:
Сравнение было-стало:
На этом расточку каналов по фен-шую можно считать выполненной.

   

Заключение

    По итогу получаем следующую конфигурацию каналов впускного коллектора:

До обработки коллектор имел массу 1863 грамм, внутренний объём 875 см3:
После снятия всего лишнего вышло 1710 грамм и 960 см3 объёма. По-моему весьма заметно, внутренний объём увеличен почти на 10%. По толщине каналов вышло, что в узких местах осталось всего 3.4 мм, что маловато. Из плюсов алмазной фрезы отмечу идеальное сохранение формы каналов. А она очень непростая на выходе коллектора - спуск с поворотом.
При обычной расточке стальной фрезой с последующей шлифовкой я думаю и ландшафт сравняется и сечение будет непостоянным, что не добавит пропускной способности.

    Внутренний объём меряется довольно просто, все отверстия заклеиваются скотчем, в коллектор заливается вода и выливается в ёмкость стоящую на весах.

Для проверки сечения 1 и 2 каналов применил специально написанную программу:
Вышло, что сечение обоих окон порядка 13,5 см2, что эквивалентно диаметру 41.5 мм. В случае стокового коллектора сечение крайнего канала 11.3 см3, или 38 мм в диаметре:

   

Фотогалерея