Замена звуковых сигналов

 
    17.07.2024

Конструкция старых и новых сигналов

    Причина по которой пришлось обслуживать - выход из строя одного из сигналов. Периодически сигнал низкого тона включался и отключался, при этом тон высокого сигнала был, то есть вариант неисправности проводки исключался. Вообще Волговские сигналы считаются благозвучными, некоторые бывшие владельцы Волг ставили их себе на новые машины. Производитель один, конструкция за десятки лет особо не изменилась. Сигналы свободно продаются на маркетплейсах. Сперва небольшой обзор конструкции, потом опишу что сделал, и что возможно сделаю ещё. Волговские сигналы состоят из двух сигналов разного тона, примерно 300 и 400 Гц, за счёт чего достигается благозвучность, в сравнении с тоном одной частоты. Вот общий вид новых (вверху) и старых:

Самое очевидное различие у новых верхняя часть пластиковая, у старых во-первых верхняя часть отлита кажется из силумина (литьевого алюминия) из двух частей, а главное видно каналы. То есть крышка является резонатором, значительно усиливающим сигнал. При этом визуально видно, что у сигнала низкого тона канал длиннее, вроде как длина канала должна быть равна четверти длины волны. Считать и мерять было лень, но должно быть так. Какая форма канала в пластике нового сигнала - неизвестно:
Формально старый сигнал должен потреблять 7 Ампер, по факту в полтора раза меньше показали замеры:
Также у старого контакт под винт, сам контакт из железа, как и у нового:
У нового сигнала масса идёт через крепление, которое реализовано шпилькой по центру:
Собственно почему просто не поменял сигналы на новые, у них были очень большие облои от литья:
Визуально новые сигналы низкого и высокого тона никак не отличаются, только маркировкой. Из забавного, у одного болты под крестообразный шлиц, у другого под плоский:
В Газ-31029 крепление сигналов осуществляется при помощи таких кронштейнов:
Так выглядит диффузор с сердечником:
Общий вид на механизм:
Это катушка защиты от помех, после размыкания основной втягивающей обмотки черз неё разряжается ЭДС самоиндукции, отчего отсутствуют помехи в бортовой сети и не выгорает размыкаемый контакт:
Основной размыкаемый втянутым сердечником контакт:
А вот и сердечник размыкатель старого сигнала:
После сборки и регулировки щедро залил всё цапон-лаком:
У нового контакт под съёмную клемму:
Мембрана и сердечник нового сигнала:
Как видно отличий внутри особо и нет:
Для крепления нового сигнала пришлось делать новый кронштейн по нескольким причинам, во первых болты стали меньше - 4 мм вместо 5, а во вторых они с гайкой зажимают пластик, с учётом того, что кронштейн является также контактом массы, рано или поздно бы крепление разболталось,\ металл окислился, контакт ухудшился:
По звучанию отобрал наиболее благозвучный вариант, низкий тон остался старым:
А высокий тон поставил новый, почему распишу далее. Все затянутые соединения щедро залил цапон лаком:
Звук получился такой:
Спектральный анализ показал тоны 470 и 360 Гц.

    Итак отличия новых и старых: в новых пластиковый резонатор, болты с гайкой на 4 вместо 5 мм, другое крепление шпилькой на 8 и контакт под съёмную клемму. Расположение отверстий также отличается, так что переставить крышки не выйдет.

    Конструкция простая до безобразия - штатно катушка подключена к плюсовой клемме, контакты замкнуты. При подаче напряжения сердечник втягивается, размыкает контакты катушка отпускает диффузор и он выгибается в обратную сторону, после чего контакты замыкаются и цикл повторяется. Разная частота сигналов достигается по-моему чисто разной массой сердечника и возможно разной жёсткостью диффузора, отличий в электромеханической части я не увидел.

    Регулировочный винт на частоту особо не влияет. Итак, какие неисправности сигналов возможны - либо постоянно замкнутый, либо постоянно разомкнутый контакт контакты, рабочее положение буквально пара оборотов винта. При постоянно замкнутом контакте (большой потребляемый ток, ощутимый щелчок при подаче напряжения) нужно вкрутить винт, пододвинув контакты. Если же громкого щелчка нет, значит контакты разомкнуты, и регулировочный надо слегка выкрутить винт. По сути, я мог починить сигналы не снимая.

    Починив один из неисправных сигналов (просто отрегулировав винт), я решил подобрать наиболее благозвучный вариант. Выбирал по отсутствию дребезга. Старый сигнал низкого тона (отремонтированный) был вообще идельным по звучанию. А вот в сравнении сигналов высокого тона по меньшему дребезгу победителем вышел новый. При это у меня была идея переставить старые крышки на новые механизмы, но отверстия не совпали пришлось бы много сверлить. Впоследствии пришла в голову идея, что возможная причина дребезга - отскок диффузор и удар по крышке. В общем как будет возможность, попробую более толстую прокладку между крышкой и диффузором, и возможно проведу новый музыкальный конкурс :) . При этом надо подчеркнуть, что новые сигналы раза в полтора громче старых, новые потребляли примерно 6 Ампер, старые примерно 4 Ампера.

    Тут наверно можно сделать небольшое отступление, что преимущества старых сигналов субъективно, ну история из разряда раньше трава зеленее была, и пломбир советский вкуснее, тем не менее конструкция резонатора действительно разная и звучание старых отличается, если бы получилось убрать дребезг у старого сигнала высокого тона, возможно я бы его и вернул несмотря на меньшую громкость. А может и попробую скрестить старый резонатор с новым механизмом. Если фантазировать дальше, как вариант, если влияние резонатора на тон звука большое (а оно так и есть скорее всего), то с учётом современного уровня 3д печати вполне можно распечтатать из пластика крышку резонатора с каналом идеальной формы для нового механизма, получив громкий и красивый тон звука.

   

Фотогалерея