Модернизация схемы циркуляции ОЖ в ГБЦ

 
    01.11.2015

Отвод тосола от термовыключателя

    На данный момент ограничителем мощности моего 402го является детонация. То есть при тапке в пол в одном из цилиндров начинается детонация. Детонация возникает в первую очередь из-за перегрева, то есть некоторые цилиндры горячее остальных. Горячую смесь надо поджигать несколько позже, то есть после внедрения МПСЗ с индивидуальным УОЗ для каждого цилиндра отчасти проблема уменьшится, однако почему бы не попробовать решить проблему "подручными" средствами? После внедрения постоянной циркуляции через печку (улучшение циркуляции ОЖ у 4го цилиндра) звук детонации ощутимо изменился и стал более глухим, то есть она переехала во 2й или 3й цилиндры. Это же и подтверждает форма прогара прокладки ГБЦ. И, в общем, это известный факт - из-за близости выпускных каналов 2го и 3го цилиндров ГБЦ в этом месте нагревается сильнее. И тут мне на досуге пришла мысль насколько простая, настолько и гениальная - а что если сделать отвод тосола из отверстия, предназначенного для термовыключателя СРОГ.

    Купил новый термовыключатель. Планировал выпотрошить его и приварить/посадить на резьбу туда штуцер, но к счастью, у него оказалась штатная сантехничекая резьба на 1/2:

Резьба правда у термовыключателя коническая, но это лечится фум-лентой/герметиком. Таким образом, пришлось приобрести только уголок на 1/2 гайка/штуцер и штуцер на 16-18 мм. Также понадобился металлический тройник на 16, внутри цетральный отвод перекрывал чуть ли не половину сечения, пришлось поработать напильником и убрать лишнее:
Получилось вот что:

    Установка простая до безобразия. Выкручиваем старый термовыключатель:

На фум-ленту сажаем уголок. Конечно удобнее это будет делать на снятой ГБЦ, мне пришлось открутить и слегка сдвинуть клапанную крышку:
Потом вкручиваем также на фум-ленту штуцер. При этом следим, чтобы штуцер не закрыл гайку крепления ГБЦ:
В прежнем варианте с отводом от танчика шланг был слижком близок к выпускному коллектору, не зря я его заменил - он уже потрескался, всего за пару месяцев:
Вообще в идеале надо будет раздобыть силиконовый шланг на 16, поскольку теперь температура ОЖ может быть и выше 100 градусов - её забор теперь идёт из самых горячих мест. В сборе система выглядит так, забор тосола идёт из отверстия термовыключателя и танчика, потом они сходятся в тройнике и далее идут в печку:
Зазор до выпускного коллектора ощутимо увеличился:

    Минусов у конструкции я не вижу, кроме разве что возросшего количества мест возможного возникновения воздушных пробок. Из плюсов ожидаю значительное снижение детонации. Кроме того, раньше замечал, что даже после прогрева тосола до 90 градусов, печка включалась на максимум через несколько минут. Возможно, это из-за того что в танчик попадал более холодный тосол из блока и печка выходила на максимум только после выравнивания температуры двигателя вцелом. Возможно, понадобится некоторая настройка системы в том плане, чтобы изменить пропорции сечения исходящих шлангов. Например окажется что температура 2го и 3го цилиндров окажется ниже 4го - тогда сечение шланга из термовыключателя надо будет уменьшить и наоборот. О температуре цилиндров можно будет судить по УОЗ - чем он раньше тем цилиндр холоднее, но это будет ясно с МПСЗ.

   

Замена тройника

    Генерал Мороз прошлой зимой указал на некоторые недостатки конструкции, в соединениях с тройником шланги потели, на самом тройнике было даже немного ржавчины:

Причина ясна - большие перепады температуры зимой, термическое расширение\сжатие при постоянном усилии червячного хомута и задубении резины из-за высокой температуры. Кроме того, для увеличения пропуской способности хотел собрать тройник из латунных элементов. Кстати, соединения шлангов с латунными штуцерами не потели. Но к счастью, в хоз. магазине нашёлся цельнолатунный тройник на 18:
Внутри латунного по традиции прошёлся сверлом на 15, внутренность получилась идеальной:
Шланг решил попробовать ПВХ, он к тому же и полупрозрачный, можно будет попробовать чё-нить углядеть.
Для решения проблемы герметичности применил пружинные хомуты на 25:

   

Оценка равномерности охлаждения ГБЦ тепловизором

    Попробовал оценить эффективность забора тосола из двух мест в плане увеличения равномерности нагрева ГБЦ. Но поскольку тепловизор самый дешёвый, то качество оставляет желать лучшего. Главная сложность это то, что меня интересовала температура шлангов, температура которых 90-100 градусов, а прямо за ними выпускной коллектор с температурой более 300 градусов, что затрудняло измерения. Тем не менее некоторые выводы сделать можно. Температура ГБЦ между 2 и 3 цилиндрами близка к 100 градусам:

Это значит, что можно перераспределить потоки тосола, ограничив сечение со стороны танчика.

    Температура тройника более 90 градусов, что не может не радовать в плане обогрева салона. А если забирать больше горячего тосола с термовыключателя, значит тосол будет ещё горячее:

Обратите внимание на температуру коллектора в 298 градусов. И это на ХХ. При высоких нагрузках она ещё выше.

    Замерить температуру интересующего узла было весьма непросто, так что в последующем, если не удастся приспособиться к тепловизору, буду мерять термопарой для большей объективности.

   

Силиконовые шланги

    Собственно главный аргумент в пользу силиконовых шлангов - они не дубеют ни на морозе, ни от перегрева. Необходимые шланги были заказаны с Китая. Также заказал уголки на 16 из силикона, так как рассматривал вариант установки в салон второго радиатора, но впоследствии от этой идеи отказался. Также за компанию решил убрать кран, так как он мешал установить стандартный штатный бачок омывателя на 5л. Для этого пришлось изготовить хитрый кронштейн для укосины. Сперва изготовил из кусков стали, но резьба там получалась впритык к сварным швам и нарезать резьбу по нормальному не получалось, так что приварил готовые гайки к пластине. Гайки оторваны от усилителя переднего бампера:

На входе в фильтр штуцер на 18, на выходе - на 16.

    Перед прикреплением фильтра к кронштейну обмотал фильтр фум-лентой с целью теплоизоляции. Прикрепил примотав большим числом витков медной проволоки. Сперва хотел скрепить хомутами, но не смог подобрать удачной конструкции:

После обмотку сверху проволоку покрыл клеем момент, как для защиты от коррозии, так и для защиты от разматывания:
Прикрепил кронштейн к укосине через имевшиеся отверстия, правда их пришлось слегка рассверлить до 7 мм. Болты на 8, затянуты динамометрическим ключом усилием в 2 кг :
При желании до сливной пробки добраться можно:
Все шланги печки теперь силикон:

    По результатам испытаний - хуже не стало точно. Отчасти может стать слегка теплее зимой, так как силикон должен хуже проводить тепло. За счёт удаления крана меньше тепла будет рассеиваться впустую.

   

Объективный замер температуры тосола

    Перед апгрейдом системы охлаждения решил замерить температуру тосола на обоих выходах ГБЦ. Для этого задействовал ардуину с проверенными датчиками lm19ciz:

Датчики подключил к мышиному хвостику, загерметизировал датчики термоусадкой и проклеил:
Экранчик примотал скотчем. Получилось не особо эстетично, но вполне практично:

    Перед установкой на авто решил проверить собранное устройство, вскипятив датчики. Заявлена для lm19ciz погрешность в 2 %. Но к моему удивлению, температура поднималась практически градус в градус. И кстати, пузырьки оказываются при кипячении начинают идти с 90 градусов. По итогу при кипении все три датчика показывали строго 100 градусов. После проверки смонтировал на авто, примотав 3 датчика малярным скотчем со всех трёх выводов тройника:

Сама ардуина была запитана от повербанка. Питается устройство воздухом, то есть так можно хоть неделю ездить:
При прогреве температура повышалась условно равномерно, и я выехал на дорогу, непосредственно за данными при работе двигателя:
По мере прогрева вырисовывалась однозначная картина, на втором датчике (выход с термовыключателя) температура была ниже градуса на 3.
При этом температура тосола была 90 градусов. А на ходу показания ниже за счет активного обдува вентилятором. После глушения температура быстро поднялась до 80 градусов, то есть всё работало как положено:

    Вывод по итогу однозначный, температура тосола из термовыключателя ниже. Однако, это не значит что ГБЦ в этой части горячее. Вывод странный, но более низкая температура тосола может достигаться за счет более высокой циркуляции, за счет чего тосол не успевает нагреваться так же сильно. Таким образом, возникает целесообразность ограничить циркуляцию тосола из термовыключателя.

   

Тройник латунный У образный

    Причина доработки в том, что на алиэкспрессе обнаружился латунный тройник хитрой формы:

Внутри полный фэн-шуй, потоки должны объединяться без сопротивления:
С целью ограничения потока тосола из термовыключателя в его шланг засунул шланг потоньше на 8:
Ограничение сечения шланга весьма существенное:
Вся система по традиции собрана на пружинные хомуты:
Теперь и циркуляция должна быть получше и температура ГБЦ должна выравняться, и температура тосола в печке должна на градус-другой подняться:

   

Фотогалерея