Ревизия редуктора стеклоочистителя

 
    08.01.2016

Описание конструкции

    Работоспособность дворников в принципе была удовлетворительной, за исключением разве-что небольшого люфта, однако мне на глаза попались технические характеристики штатных дворников:

Однако на своих я сперва намерял 40 взмахов на максимальной скорости, и был доволен. А оказывается, положено не менее 50. Решил сделать ревизию редуктору стеклоочистителя.

    Моторчик оказался оригинальным, стало быть в этом году у него будет юбилей:

Сперва само собой почистил от грязи. Статор оказался проще валенка, два магнита и подшипник скольжения:
Кстати говоря, при сборке не следует туда закладывать много смазки, смазывать чисто символически. Проблема в том, что дренажных отверстий там нет и при большом количестве смазки получится эффект амортизатора и ротор не займёт положенного места.

    Далее меняем щётки. Сношены они были мало, от силы процентов 15:

Кстати, со щётками случился небольшой казус - они такие же, как и в радиаторе отопителя, но их в двигателе стеклоочистителя 3. А я сперва купил 2 :). Щётки не менялись, так как и коллектор сношен незначительно:

    Ведущий вал червячной передачи выполнен единой констукцией с ротором:

Спереди ротора имеется механизм регулировки люфта, однако никаких эксцентриков я там не нашёл:
Насколько я понял, он выбирает продольный люфт ротора в корпусе редуктора. Сам же зазор в червячной передаче не регулируется, и если ведомая шестерня сносится, то люфт уже не устранить.

    С обратной стороны ведомой шестерни расположены контакные площадки:

Назначение понятно, после включения питания ток подаётся и на внешниее кольцо, то есть при выключении питания, дворник успевает завершить оборот. Центральный контакт, насколько я понял, играет роль электронного тормоза, замыкая обмотки в крайнем положении. Вот схема:

    Итак, щётки я заменил на новые. Все места пайки покрыл цапон-лаком:

Небольшая сложность была с щёткой, идущей на корпус, так как она была запрессована. Я слегка зачистил синий провод и припаял щётку к нему. Ротор вставлял, закрепив щётки проволокой:

    Проверять редуктор можно и без автомобиля:

Первое время обороты были низкими и двигатель при работе сильно грелся, однако по мере притирания щёток скорость пришла в норму.

    Не лишним при установке редуктор на место, обновить смазку в шарнирах. Разбирать их удобно фомкой:

Старую смазку вычищаем:
Новой закладываем с избытком, излишек потом убираем:

    На десерт, как обычно видос с принципом работы стеклоочистителей:

Здесь скорость невелика, так как двигатель выключен.

    Результатом доволен, скорость выше не стала, но движения стали более ровными (с люфтом немного скакали при работе), амплитуда взмахов возросла.

   

Переборка 2022

    Всё началось с замены воздушного фильтра салона, решил до кучи сделать профилактику стеклоочистителю. Посмотрел дату замены щёток, немного офигел 16й год, уже 6 лет прошло :). Ну и скорость работы дворников была недостаточной.

    По моторчику и щёткам никаких замечаний не было, единственное я в прошлый раз в редуктор заложил немало смазки ШРУС, она скучковалась в центре и была довольно густой. Вообще, от ШРУС я отказываюсь, дело в том, что она реально целесообразна только в ШРУСАах. Или других герметичных узлах. В открытых узлах из неё уходят лёкгие фракции и она густеет. Также вроде как молибден при впитывании воды превращается из противозадирной присадки в абразив. Но объективного подтверждения этому я не видел. Похоже это история из разряда легенд про разъедание латуни маслом ГЛ-5. Итак, вывод по смазке в редуктор стеклоочистителя такой - небольшое количество на червяк чего-то силиконового или циатимоподобного.

    По вышеуказанной причине смазку в шарнирах сменил на ШРБ-4, старую почти всю выковырял маленькой отвёрткой с плоским шлицем, после чего остатки смыл растворителем. Износа никакого нигде не обнаружил:

По той же схеме обслужил сами втулки дворников.

    Для корректной сборки включаем кратковременно редуктор, и выключаем чтобы он автоматически дошёл до его мёртвой точки, после чего прикручиваем сошку, чтобы всё конструкция отдалилась максимально от редуктора:

   

Фотогалерея