Работоспособность дворников в принципе была удовлетворительной, за исключением разве-что небольшого люфта, однако мне на глаза попались технические характеристики штатных дворников:
Однако на своих я сперва намерял 40 взмахов на максимальной скорости, и был доволен. А оказывается, положено не менее 50. Решил сделать ревизию редуктору стеклоочистителя.Моторчик оказался оригинальным, стало быть в этом году у него будет юбилей:
Сперва само собой почистил от грязи. Статор оказался проще валенка, два магнита и подшипник скольжения: Кстати говоря, при сборке не следует туда закладывать много смазки, смазывать чисто символически. Проблема в том, что дренажных отверстий там нет и при большом количестве смазки получится эффект амортизатора и ротор не займёт положенного места.Далее меняем щётки. Сношены они были мало, от силы процентов 15:
Кстати, со щётками случился небольшой казус - они такие же, как и в радиаторе отопителя, но их в двигателе стеклоочистителя 3. А я сперва купил 2 :). Щётки не менялись, так как и коллектор сношен незначительно:Ведущий вал червячной передачи выполнен единой констукцией с ротором:
Спереди ротора имеется механизм регулировки люфта, однако никаких эксцентриков я там не нашёл: Насколько я понял, он выбирает продольный люфт ротора в корпусе редуктора. Сам же зазор в червячной передаче не регулируется, и если ведомая шестерня сносится, то люфт уже не устранить.С обратной стороны ведомой шестерни расположены контакные площадки:
Назначение понятно, после включения питания ток подаётся и на внешниее кольцо, то есть при выключении питания, дворник успевает завершить оборот. Центральный контакт, насколько я понял, играет роль электронного тормоза, замыкая обмотки в крайнем положении. Вот схема:Итак, щётки я заменил на новые. Все места пайки покрыл цапон-лаком:
Небольшая сложность была с щёткой, идущей на корпус, так как она была запрессована. Я слегка зачистил синий провод и припаял щётку к нему. Ротор вставлял, закрепив щётки проволокой:Проверять редуктор можно и без автомобиля:
Первое время обороты были низкими и двигатель при работе сильно грелся, однако по мере притирания щёток скорость пришла в норму.Не лишним при установке редуктор на место, обновить смазку в шарнирах. Разбирать их удобно фомкой:
Старую смазку вычищаем: Новой закладываем с избытком, излишек потом убираем:На десерт, как обычно видос с принципом работы стеклоочистителей:
Результатом доволен, скорость выше не стала, но движения стали более ровными (с люфтом немного скакали при работе), амплитуда взмахов возросла.
Всё началось с замены воздушного фильтра салона, решил до кучи сделать профилактику стеклоочистителю. Посмотрел дату замены щёток, немного офигел 16й год, уже 6 лет прошло :). Ну и скорость работы дворников была недостаточной.
По моторчику и щёткам никаких замечаний не было, единственное я в прошлый раз в редуктор заложил немало смазки ШРУС, она скучковалась в центре и была довольно густой. Вообще, от ШРУС я отказываюсь, дело в том, что она реально целесообразна только в ШРУСАах. Или других герметичных узлах. В открытых узлах из неё уходят лёкгие фракции и она густеет. Также вроде как молибден при впитывании воды превращается из противозадирной присадки в абразив. Но объективного подтверждения этому я не видел. Похоже это история из разряда легенд про разъедание латуни маслом ГЛ-5. Итак, вывод по смазке в редуктор стеклоочистителя такой - небольшое количество на червяк чего-то силиконового или циатимоподобного.
По вышеуказанной причине смазку в шарнирах сменил на ШРБ-4, старую почти всю выковырял маленькой отвёрткой с плоским шлицем, после чего остатки смыл растворителем. Износа никакого нигде не обнаружил:
По той же схеме обслужил сами втулки дворников.Для корректной сборки включаем кратковременно редуктор, и выключаем чтобы он автоматически дошёл до его мёртвой точки, после чего прикручиваем сошку, чтобы всё конструкция отдалилась максимально от редуктора: