Переборка пятиступенчатой КПП Газель\Волга. Часть 1 - Разборка и дефектовка.

 
    13.05.2019

    Причина разборки КПП повышенный шум. В гараже при выжимании сцепления (когда в КПП не крутится ничего) становилось чуть ли не вдвое тише. Также был посторонний скрежет при торможении двигателем, он был с самой покупки, меня в общем не напрягал, но его устранение было одной их целей переборки КПП. Другая цель - увеличение динамики разгона. И это не шутка в трансмиссии теряется 20-30 процентов крутящего момента маховика - это и кпп и дифференциал с главной парой. Так что рассчитываю за счёт починки коробки выиграть одну десятую, а то и несколько. Также претензии к коробке - зимой нахолодную не втыкалась на ходу первая передача.

    Заранее никакие запчасти не брал, так как не знал содержимого коробки. Для разборки в обязательном порядке понадобятся разжимные гнутые клещи. Стопорные кольца - одни из самых муторных деталей КПП. Не могу не упомянуть видео с ютуба Василия Харчишина, который довольно подробно рассматривает коробки передач Газ.

    Все винты после срыва откручиваются легко трещоткой. Располовинивать строго ударами по корпусу. Если бить по первичному валу - энергия удара будет передаваться аккурат через синхронизатор 4й передачи. Все детали раскладывать по кучкам. При наличии симптомов рукожопства не лишним будет сфоткать детали до разборки. Итак, приступаем к дефектовке. При осмотре задних сальников выявилась лысина второго сальника. Ставил я их лет 5 назад:

Про втулку будет более подробно в следующей части:
Из моих находок - для проверки износа можно использовать фланец КПП, по которому ходит выжимной подшипник - его диаметр как раз 38 мм, как у вилки кардана. По уму люфта быть не должно:
Далее снимаем подшипники с промвала. Они поддеваются отвёрками и снимаются без проблем:
Кстати, у меня коробка оказалась с коническими подшипниками, бронзовыми сухарями и синхронизаторами нового образца. Формально, на обоймах конических подшипников (они же ступичные передних колёс) промвала износа фатального не было, имеется ввиду раковин, однако ролики были отполированы с внутренней стороны подшипника:
Таким образом, они были изношены настолько, ушли вглубь, что торцом упирались во внутреннюю обойму. Так явно быть не должно. Интересно, что сами ролики также конические (10-9,3 мм).

    Сухари имели довольно малый износ:

    За счёт эксплуатации на качественной полусинтетике Роснефть гл-4 коробка изнутри моющим средством для посуды отмылась идеально:

Канал для сапуна был чист:
В посадочных местах подшипников следов проворота не было. Сами подшипники легко достаются и вставляются их лёгким вращением:
Бочонки блокировки включения двух передач одновременно я извлекал магнитом, так как корпус мыл водой и в противном случае они могли заржаветь:
В задней половинке КПП обнаружилось перепускное отверстие. Благодаря нему и возможен фокус с заливкой масла КПП черер ручку из салона:
Я думаю его назначение - выравнивать давление воздуха, так как хвостовик кардана работает как поршневой насос и без амортизации колебанийй давления воздуха основным объёмом КПП коробка бы всасывала в себя грязь с улицы:

    Подшипники основных валов сбить отвёрткой и молотком не удавалось. Использовал обычный двухлапый съёмник, удлинив его лапы пластинами из толстой стали. Есть специальные съёмники для этих целей, но я не стал брать, уж больно редкая задача и вполне решаемая двулапым съёмником. На первичном валу порадовал масляный канал выходящий под подшипник. В чём прикол, я не понял:

Износа узла сочленения валов не нашёл, но ролики имели бочкообразный износ - по центру были просажены на одну сотку, по краям на 5. Сами обоймы были без повреждений, а замеры штангеном показали допуск:

    Часть вала, входящая в коленчатый вал также не имела ощутимого износа:

    Муфты переключения были изношены на несколько десятых мм:

Наружные шлицы ступиц муфт пусть и были начищены до блеска, но ощутимого люфта не имели:
А вот ступица муфты 1й и 2й передач имела небольшой люфт на вторичном валу и пошла под замену:
Визуально на ней были заметны вмятины:
Для общего развития посчитал число зубъев КПП:
А также геометрические размеры шестерён:

   

Фотогалерея