Переборка пятиступенчатой КПП Газель\Волга. Часть 2 - Расточка втулки.

 
    17.05.2019

Замена втулки

    Износ самой втулки, напомню, можно определить фланцем первичного вала - его диаметр соответствует хвостовику кардана - 38 мм. По уму люфта быть не должно, у меня субъективно было в районе одной десятой мм. При рассмотрении втулки были обнаружены отполированные участки. При расточке стала понятна их причина, но об этом ниже.

Также важный момент запрессовки втулки - выход маслогонной резьбы внутри втулки должен быть над каналом отвода масла под втулкой:
Старую втулку выколачиваем, убеждаемся в отсутствии задиров на посадочном месте:
Перед запрессовкой втулки убеждаемся в наличии фаски во избежание повреждения посадочного места втулки:
Выход маслогонной резьбы должен совпасть с каналом отвода масла:
При этом важно забить втулку немного вглубь, чтобы был зазор для маслоотводящего канала между втулкой и сальниками.

Расточка втулки

    А теперь переходим непосредственно к расточке. Какие возможны варианты? Колхозные - растчивать шкуркой одетой на дрель (минусы - бесформенная расточка+остатки абразива в алюминии), также видел вариант, когда из старого хвостовика кардана делался резец - нарезализь зубья, вставлялся вторичный вал и таким образом втулка растачивалась. Что из этого получится - ХЗ. Более мудрёные варианты - купить развёртку на 38, но без фрезеровального станка развернуть нормально всё равно не получится. В качестве калибра напомню, можно использовать фланец первичного вала. Наиболее правильный вариант - обратиться к мастеру с расточно-коорлинатным станком и расточить до 38. У Василия Харчишини для этих целей была удлинённая регулируемая развертка с центрирующей втулкой, помещаемой в посадочное место подшипника вторичного вала. Однако у всех этих способов есть маленькая проблемка - они не гарантирую соосности центров вращения подшипников и втулки. Если бы детали корпуса после отливки фрезеровались на станках с ЧПУ, тогда бы вероятно можно было найти центр втулки и растачивать, но ввиду массовости производства фрезеровка не выполняется с достаточной точностью. А по книжке, допустимая несоосность трёх центров вращения КПП должна быть в пределах пяти соток - это толщина человеческого волоса, если чё. Несоосность центров вращения приведёт к ускоренному износу подшипников, а из-за неоптимального пятна контакта зубъев шестерён возможен повышенный шум и снижение КПД КПП, то есть часть крутящего момента двигателя пойдёт на создание шума и нагрев КПП. Соосность центров вращения можно обеспечить только бор-штангой. Я изготовил её из прутка какой-то довольно прочной стали диаметром порядка 25 мм. Длина бор-штанги 70 см:

Вращение бор-штанги обеспечивается старыми подшипниками, и для продольного перемещения были наварены и проточены салазки:
Для подшипника вторичного вала также наварены и проточены свои салазки:
Для резца просверлено отверстие и оно подогнано под сам резец:
Сам резец сделан из болта повышенной прочности. На месте шляпки прикручена твердосплавная вставка с алиэкспресса, пружина пытается извлечь резец, а гайка ограничивает ход резца, осуществляя регулировку глубину проточки:
В сборе узел резца выглядит следующим образом:
Все детали подгонялись по месту. По итогу в нейтральном положении борштанга ничем не касается втулки:
Постепенно откручивая гайку я растачивал втулку. Изначально касание было только с одной стороны:
И имелись довольно большие нетронутые участки:
Я увеличивал шаг расточки на 1\12 оборота гайки, это 0,17 мм диаметра. Планировал протачивать с меньшим шагом после касания резца всей окружности втулки. По итогу я расточил немного лишнего, то есть люфт получился как со старой втулкой, а полного касания резцом полного диаметра втулки так и не произошло:

    Что имеем в итоге - для обеспечения соосности центров вращения без бор-штанги не обойтись. И по факту детали корпуса фрезеруются с недостаточной точностью. У меня отверстие втулки относительно самой втулки смещено вправо вверх не менее чем на пол-миллиметра/миллиметр. От маслогонной резьбы там осталась от силы одна десятая. Если возвращатья к началу статьи - именно в этой части и были отполированные участки на старой втулке. Точная соосная расточка втулки должна немного снизить шум от коробки, повысить КПД и увеличить ресурс подшипников.

   

Фотогалерея