К данному процессу подошёл максимально ответственно, так как в случае ошибки, без повреждений новый подшинник снять было бы проблематично. Грел на плите, на медленном огне. Блюдцем была подрезанная консервная банка. Она нужна на случай стекания консервационной смазки. После нагрева брал подшипник рукой в силиконовой перчатке:
Нагрев контролировал тепловизором. При этом нагрев подшипников неравномерен, следил за температурой внутреннего кольца. Первым напрессовывал подшипники промежуточного вала. Для гарантированной посадки прогрел внутреннее кольцо до 150 градусов: Но с таким прогревом оно плюхнулось на место уж слишком свободно, поэтому второй подшипник грел только до 130 градусов.Далее пришла очередь подшипника первичного вала. Важно его посадить нужной стороной, прорезью для стопорного кольца наружу, как и подшипник вторичного вала. С нагревом до 130 градусов он также плюхнулся на место без какого-бы то ни было сопротивления:
Перед посадкой подшипника вторичного вала нужно поставить шестерни заднего и пятой передачи, а также упорную шайбу. Сложность с подшипником вторичного вала была в том, что его сепаратор был из полиамида. Из него же сейчас делают цевьё автомата калашникова. А он выдерживает при работе температуру до 120 градусов. Поэтому нагрев подшипника ограничил данной температурой. Но даже нагретый до 120 подшипник вторичного вала оделся без сопротивления: Посадочные места перед напрессовкой насухо протирал бумажной салфеткой:
У многих Волговодов данная процедура вызывает некоторые беспокойства, по факту там ничего сложного нет:
Никакого натяга там быть не должно, по книжке допустим люфт 0-0.2 мм. У меня изначально была установлена шайба толщиной 2.7 мм, и ещё одно кольцо толщиной 0.1 мм. Напомню, шайбы регулировочные ставятся спереди.По процедуре - важно опередлиться с прокладкой картера и регулировку проводить с ней. При этом половинки КПП нужно стягивать 4мя болтами по диагонали. Я сперва оценил скорость замедления вращения пром.вала вне кпп, то есть ставил вертикально провал крутил рукой и оценивал скорость замедления. При этом важно нанести на ролики смазку. В инструкции к подшипникам были страшилки, что после вскрытия упаковки подшипники должны быть покрыты маслом не позднее, чем через два часа во избежание коррозии. Вся регулировка в моём случае свелась к проточке шайбы примерно на 0.3 мм. Протачивал шайбу на шкурке, елозя по ней. Перед установкой в КПП тщательно вытирал шайбу от абразива. Через 4-5 итераций промвал в КПП стал замедлятья примерно как и вне КПП:
Во -первых предупрежу, лучше этого не делать, а сменить на домик в сборе, стоят они вроде в пределах 1 тыс. руб. Но суровые Волговоды не ищут лёгких путей. Причина, по которой полез сюда - рычаг кпп в сторону 1-2 передач смещался гораздо легче, в право, в сторону пятой передачи. Я думал, что это пружина прослабла.
Рассверлил заглушку и выковырял её:
Заценил старую пружину, принципиального расхождения не обнаружил: Далее, внимательно разглядывая домик, я осознал что разное усилие задано конструктивно, пружины изначально сжаты по разному: Ну и я само собой, разобрал не ту сторону, какую планировал :) При сборке новая заглушка не хотела расклёпываться, а тело раскерниваться. Пришлось контрить проволокой из нержавейки и покрывать клеем момент:
Данный узел удостоился отдельного раздела по причине хронического энуреза. Этот узел был постоянно в масле до переборки, и стал немного капать после. Источников течи возможно два. Изнутри и снаружи привода. Течь снаружи лечится легко, посадочное место снаружи покрывется герметиком, как и ответная часть часть привода. После прижатия болтик закручивается на резьбовой герметик. Это полностью решает проблему течи снаружи. Внутрь отверстия наносить герметик не советую - потом снять привод будет проблематично:
Также снаружи предусмотрено кольцо,но оно не обязательно по-моему, при применении герметика. А вообще, конструкция по-моему бестолковая, следовало расположить привод так, чтобы шестерня касалась вторичного вала внизу сбоку. А по факту получается уклон вниз, способствующий течи масла:Приобрёл новый привод, переставил с него резиновое наружнее уплотнительное кольцо.
Внутри предусмотрено уплотнительное кольцо. Однако мне показалось что старое кольцо было более упруго, чем новое и я оставил его. Но после сборки оттуда пошло масло, немного но его капли попадают на опору, что не добавит ей ресурса:Решать проблему думаю в два этапа, сперва перейду на электронный датчик скорости, показометр будет с алиэкспресса. А впоследствии хочу собрать проекционный gps спидометр, то есть датчик на кпп будет нафиг не нужен. Оба варианта будут предусматривать и одометр.
Удостоверившись в отсутствии износа оси вторичного вала приступаем к сборке:
Собираем в порядке, обратном разборке :) Много мороки было со стопорными кольцами, стопорное кольцо подшипника первичного вала заколачивал ударной отвёрткой сперва сверху, потом внутрь паза. Как собирают на заводе - ХЗ. При орудовании молотком следите, чтобы не зацепить новые подшипники. Все подшипники при сборке обязательно смазывайте трансмиссионным маслом. На место стопорного кольца подшипника вторичного вала по совету Василия Харчишина внедрил стопорное кольцо от таза, на 30 кажется. При сборке сухарей муфт обращайте внимание на пружины, которые должны смотреть в разные стороны. Проблемы начались при замене ступицы муфты 1-2й передач. На полпути она стала идти туго, потом упёрлась. Я помог молотком. И зря - про внешнее кольцо синхронизатора новог образца я вспомнил и расположил в пазах: А про внутреннее забыл :( к счастью как показали замеры, оно почти не изнашивается, поэтому поставил б\у:Следующее ноу-хау ролики стыка валов. Как показали замеры микрометром, магазинные имеют разброс 5.47-5.49 мм. Купил три комплекта и набрал роликов диаметром 5,49 мм :) Далее, для продления жизни роликам решил ограничить их продольный ход:
Из латуни толщиной 1 мм вырезал шайбу, которую надел на вторичный вал:Для сборки кпп соединяем все валы, промежуточную щестерню заднего хода и связываем их скотчем. Для сборки корпуса удобно найти мебель которую не жалко и прикрутить задний картер вертикально. Это сильно облегчает сборку, ибо не забываем - коробка в сборе весит 34 кг. Для вставки вилки 5й передачи нужно включить заднюю :) Не знаю чего так народ боится бочонков препятствования включения двух передач. Я их обратно засунул без проблем - одни мизинцем снизу ограничиваю высоту бочонка, вторым мизинцем с другой стороны поворачиваю, как нужно. Таким образом бочонкит вернул на место. также не забываем про сальники. При из запрессовке, следим за непопаданием молотка по самой оси - иначе новый подшипник будет огорчён:
Прокладки садил без герметика, исключение кулиса, но и там я наносил герметик только на прокалдку и давал ей подсохнуть: На досуге заснял принцип работы механизма блокирования включения задней передачи после 5й:Все болты я садил на резьбовой герметик, затягивал динамометрическим ключом, усилием в 2 кг (это м8, м6 - 0.6 кг). После затяжки все болты снаружи покрыл цапон-лаком:
Сквозные болты также с обратной стороны покрыл цапон-лаком: Установку кпп начал с подготовки колокола и удаления остатков старой прокладки: Обезжирил поверхность и поставил новую прокладку: Допольнительно поставил прокладку фланца хвостовика заднего моста: Использовал ремкомплект подшипников авторг: Вариант с подшипниками SKF. Хотя что там внутри ХЗ - на подшипниках промвала была маркировка UA. Да и вообще китайское происхождение не исключено. В общем никак прокомментировать выбор и рекомендовать что-либо не могу. В обоих подшипниках был минимальный продольный люфт. Я сперва подумал брак, потом подумал наверно какой-то зазор всё же должен быть, поставил какие есть. Также были сомнения по поводу полиамидного сепаратора подшипника вторичного вала, но также смирился и с этим. Раз делают, наверно это имеет право на существование.На десерт дам ещё несколько советов. Первое - проверить включение всех передач. Они должны включаться даже без рычага кпп. Возможно придётся слегка поворачивать первичный вал. Второй источник возможных приключений - выключатель света заднего хода проверьте корректность его работы. С 4х ступкой я его затянул от души и у меня сперва задний ход горел постянно, пришлось открутить на пол-оборота. Далее с новыми синхронизаторами включение первой передачи сперва было затруднено. Если передача не включиласт - выведите её в нейтральное положение, отпустите сцепление, и потом включайте снова. А победная тактика такая при трогании - выжимаем сцепу и одновременно втыкаем первую передачу с минимальным интервалом, тогда передача втыкается почти наверняка. Далее количество масла - залить 2 литра конечно можно, но это увеличит потери в коробке и увелчит расход бензина, кроме того зимой на холодную втыкание передач будет затруднено. Вообще, на эту тему возможно напишу отдельную статью.
Ну у в конце не могу не упомянуть про миф распространённый среди жителей украинской сср, что дескать пятиступка слизана с коробки форд скорпио ф-75. Перебрав за месяц и 4х и 5ти ступку и увидев сходство большинства узлов, в таком случае придётся признать, что сперва форд слизал 4х ступку, а потов газ слизал слизанное :). Потому что почти все 5ти ступки по факту устроены одинаково.
После установки коробки проехал тысячу км и сменил масло. На время обкатки залил 2л полусинтетики роснефть гл-4. На удивление, масло слил довольно тёмное:
В масле также были небольшие твёрдые частицы, но вероятно слез облой и воронение с новых деталей - ступицы 1\2 передач и всех трёх муфт. На сливной пробке было немного стружки, но это объяснимо, при первых выездах пару раз втыкал первую при трогании с хрустом, потом приноровился. Напомню со свежими синхронизаторами - выжимаем сцепу и параллельно втыкаем передачу, пока промвал не остановился.Новое масло залил газпромнефть полусинтетику гл-4:
Оно мне показалось более жидким и запах трансмиссионки у него чуть менее выражен: Залил по заливную пробку + 150 мл. Вообще, по опыту могу сказать, что лить 2 литра особого резона нет, особенно на зиму - это увеличит расход и износ синхронизаторов, на холодную затруднит переключение передач. Лучше менять масло не реже раза в два года. А смену масла при ремонте коробки, после пробега в тысячу км, следует проводить обязательно.
Небольшое дополнение, навеянное чтением мануала про передние ступицы. Во всех подшипниках, где есть сильное поперечное усилие, посадка "неподвижной" обоймы подшипника делается свободной, без люфта, но и без натяга. Это нужно, чтобы при работе обойма иногда понемногу проворачивалась, что обеспечит её равномерный износ. Таким образом, никак фиксировать внешние обоймы подшипников кпп не нужно, более того, нужно проконтролировать их свободное вращение в посадочном месте.
Замена плановая, хотя как показывают расчёты, я с 19го года масло не менял, после ремонта. Итак на пробке количество стружки в рамках приличия, по работе к коробке замечаний нет:
Масло сперва стекало довольно чистое, но в конце пошла чернота. Всё-таки лучше проехать сколько-то, чтобы масло взболталось: В центре лужи видна чернота: По маслу у меня с прошлого раза осталось поллитра, так что докупил литр, хоть и другого: На будущее думаю брать по 3 литра, срок хранения заявлен 5 лет. Если менять раз в два года, то вполне нормально выйдет: Заливал также ветеринарным шприцем, он себя показывает отлично: