Замена крыльчатки вентилятора на газелевскую

 
    29.06.2019

Процедура доработки

    Причина, по которой взялся за крыльчатку вентилятора - форсирование двигателя. Я решительно настроен снять с атмосферного варианта 402го 150 сил, это неизбежно приведёт к росту тепловыделения, поэтому заиметь запас лишним не будет. Ещё из бонусов повышения эффективности обдува - усиленное охлаждение стакана масляного фильтра, что снизит его температуру. Более низкая температура масла - это продление его ресурса, удержание в допустимом диапазоне рабочих характеристик, что снижает вероятность заклинивания и проворота вкладышей при максимальных нагрузках.

    План был изначально немного другим, и замены крыльчатки не предполагал. Планировал перекрыть зазор сверху кожуха вентилятора, откуда воздух всасывается из подкапотного пространства:

А также создать кольцо с торца крыльчатки, чтобы воздух не уходил вбок вовнутрь диффузора за счёт центробежной силы. Однако по ходу пьесы отказался от обоих идей. От первой - так как верхняя часть бачка и так самая горячая часть радиатора и дополнительная движуха воздуха там не помешает. По поводу кольца отказался по причине невозможности получения приемлего качества оного. Затраты на создание нормального кольца бы значительно превысили выхлоп.

    Из плюсов газелевской крыльчатки как правило упоминается более лёгкий монтаж. Не сказал бы что он настолько проще, так как относительно нестабильного фланца помпы нужно совместить 2 шайбы, крыльчатку и два шкива. Визульно больших отличий по лопастям заметить сложно, но они есть:

Стоковая крыльчатка крпеится через переходную пластину. Её вес больше полкило точно:
Приобрёл две разных крыльчатки 3302, на одной был каталожный номер 3302-1308010-оп. У которой есть каталожный номер, и нет рёбер жёсткости у крепежных отверстий мне понравилась больше. На самом деле вопрос не праздный. При кручении движка до 6 тыс. оборотов вентилятор раскрутится до 9 тыс. об\мин. Если на таких оборотах он разлетится вдребезги - будет неприятно. Который я поставил за 5 тыс. крутится. Хотя по отзывам крыльчатки разлетаются обычно через несколько лет эксплуатации.
У крыльчатки без каталожного номера огрехи литья видны невооружённым взглядом. Также в китайских крыльчатках, вроде бы вместо цельного алюминиевого кольца иногда ограничиваются только втулками, что прочности крыльчатке не добавляет:

    Профиль крыльчатки довольно плавный. Угол скошен с обратной стороны лопасти, у стоковой спереди:

Также из отличий крыльчаток можно отметить конусноть задней плоскости завдской крыльчатки. Это уменьшает поверхность лопастей по внешнему радиусу, который прокачивает максимальное количество воздуха, ввиду максимальной линейной скорости.
Также из приятностей - диаметр крыльчатки 3302 - 38,5 см вместо 36,5 см у крыльчатки 2410, что автоматом повышает её эффективность на 11%.

    При первой попытке установить газелевскую крыльчатку меня ждал облом, крыльчатка за 4 мм заходила на шкив генератора и на 10 мм на шкив коленчатого вала. Для установки данной крыльчатки нужна проставка 4025.1308032. Я купил кривую\косую в плане отверстий, расточил их до 10 мм. Главное в ней центрирующее отверстие, которым она садится на втулку ступицы помпы и втулка спереди, на которую одевается вентилятор:

Сперва посадил на болты и мне немного не понравилась данная конструкция, так как всюду пластик и алюминий - что чревато медленным но верным разбалтыванием:
После затяжки динамометрическим ключом усилием 1,4 кг пластик продавился до алюминия:
Также из косяков первой установки - крыльчатка задевала кожух, причём только одной из лопастей:
Касание было в районе датчика перегрева:
На кожухе отверстие вблизи касания крыльчатки оказалось проточенным. Не помню, может это я и проточил давно, в общем сдвинул диффузор подальше в месте касания крыльчатки.
Для надёжного внедрения крыльчатки от газели нужны помимо качественной крыльчатки - проставка, стальная шайба и 4 болта бугелей от 406го:
Шайба вроде без каталожного номера из стали 4 мм, она препятствует разбалтыванию болтов и фиксирует крыльчатку более надёжно:
Болты садил на резьбовой герметик. Затягивал крест накрест динамометрическим ключом усилием 1,4 кг. Из-за сминания пластика пришлось пройти по болтам раз 5, понемного докручивалось с каждым разом:
Теперь лопасти немного выступают за диффузор:
Из-за увеличения диаметра крыльчатки уменьшился зазор до кожуха, минимален он вверху, примерно 5 мм:

    Во время пересадки крыльчатки попробовал замерить уровень шума:

после:
По итогу оказалось, что на ХХ разница в пределах статистической погрешности.

    По итогу субъективно показалось, что на максимальных оборотах стало чуть тише. Эффективность вроде стала выше. Из объективного - выросло давление масла, как и планировалось. Хотя ещё надо по трассе понаблюдать, если температура масла будет ниже температуры тосола - это будет успех. Напоследок выскажу мнение про крыльчатки с большим числом лопастей. Довольно часто обсуждается 11 лопастная крыльчатка. Мне думаетя она более эффективна на малых оборотах, то есть если ездить на холостых, есть такие любители, или вариант гружёной газели в городе. Здесь применение 11 лопастной крыльчатки по-моему оправдано. В моём случае максимальная нагрузка будет на оборотах в районе 5 тысяч, а здесь более широкие лопасти мне думается более предпочтительны.

   

Фотогалерея