Зимой для ускорения прогрева автомобиля и увеличения температуры в салоне водители прибегают к самым разноообразным хитростям. Одним из способов утепления является применение автоодеяла, основной функцией которого является уменьшение теплоотдачи от моторного отсека в окружающую среду. Нередко для этих целей применяется вспененный полиэтилен, приклеиваемый к капоту. Толк от этого есть только отчасти, так при движении воздух попадает в моторный отсек как через решётку радиатора, так и через зазоры капота. Поэтому более эффективным является утепление самого двигателя. В случае ЗМЗ-402 главным кандидатом на утепление является клапанная крышка.
Для изготовления автоодеяла для клапанной крышки ЗМЗ 402 из асбестовой ткани вырезаем заготовку:
Квадратный метр асбестовой ткани стоит порядка 1000 рублей. Она бывает разная по толщине. У меня, кажется на 3 миллиметра. При работе с асбестовой тканью соблюдайте осторожность, режте ножницами плавно, так как пыльца асбеста - мелкодисперсная. Это значит, что при вдыхании эти мелкие частицы не отфильтруются в носоглотке, а попадут в лёгкие, откуда не выведутся. То есть не лишним при резке асбестовой ткани будет респиратор. Далее изготавливаем подложку. Берём лист двп и накрываем его распоротым пакетом для мусора. Пакет для мусора закрепляем скотчем. В принципе можно и полностью обмотать лист скотчем, но пакет просто всяко дешевле и позволяет сэкономить на скотче. Далее заготовку обмазываем герметиком с одной и другой стороны. На утепление клапанной крышки мне хватило одного баллона герметика. Герметик обычный, силиконовый. Он вроде выдерживает до 150 градусов по Цельсию: Спрашивается, зачем нужен скотч? А вот зачем:По той же технологии был изготовлен заменитель брызговика двигателя:
Его пришлось дополнить "оттопыркой", чтобы он не задевал шкив коленчатого вала: Помимо непосредственно теплоизоляции моторного отсека он также прикрывает масляный поддон от обдува холодным воздухом при движении на высокой скорости:За время эксплуатации минусов у конструкции не обнаружено. Единственное, что отверстия под крепёж следовало сделать меньше. По поводу выполнения прямого назначения - после всех проведённых работ по утеплению с закрытыми жалюзи в -10 после получаса езды двигатель начинает перегреваться - температура растёт сверх 90 градусов. То есть приходится открывать жалюзи, после чего температура снижается. При этом с капота резко начинает идти пар. Плюсы для клапанной крышки - более равномерный прогрев ГБЦ, отсутвие конденсата, как масляного, так и воды. А кроме того объективно двигатель стал тише, стук клапанов стал более глухим, что вместе со штангами нового образца дало ощутимое снижение шума. Исходя из всего этого, я и летом убирать это автоодеяло не планирую. По поводу брызговика и его прикрытия масляного поддона надо будет смотреть по поведению давления и температуры масла.
Возникла идея дальнейшего снижения уровня шума. Конкретно в случае двигателя требования к материалу усложняются высокой температурой - от 100 градусов. Во время работы с термоскотчем возникла идея, а почему бы не попробовать его. Термоскотч - это каптон, он держит до 400 градусов, в большинстве узлов двигателя может использоваться свободно. Бывает разной ширины, можно купить как на алиэкспрессе, так и на озоне с вайлдбериз по разумной цене. Я для удобства взял самый широкий. Эксперимент решил поставить на клапанной крышке. Начинаем с обезжиривания:
Наклеиваем кусками: Равномерно покрывая поверхность: Сверх термоскотча наклеил слой алюминиевого скотча, смысл в чередовании твёрдого и мягкого материалов, это должно эффективно поглощать шум. Изначально хотел пару слоёв (каптон+алюминий), но пока ограничился одним:Теперь практическая эксплуатация покажет, насколько каптоновый скотч практичен. В первую очередь бы хотелось снижения уровня шума.