Указатель температуры масла в двигателе

 
    13.09.2015

Изготовление

    Пару лет назад при капиталке мотора, вместо краника масляного радиатора вкрутил датчик температуры. Основной причиной было исключить течь масла за счёт конической резьбы датчика. Этот рассчёт полностью оправдался.

    Впоследствии пришла мысль, а почему бы и не замерить температуру масла. Ещё одной причиной для контроля температуры масла стало повальное внедрение масляных теплообменников. Опять таки, я стал регулярно крутить движок до 4-5 тыс. оборотов, отчего повышается риск его заклинивания. На практике к покдлиниванию приводит перегрев тосола, либо масла. Перегрев тосола приводит к чрезмерному тепловому расширению алюминиевого поршня в чугунной гильзе, отчего уменьшается зазор. Перегрев масла приводит к тому, что оно утрачивает свои смазывающие свойства, начинается сухое трение, задиры и как результат - клин. С охаждением тосола у меня никаких проблем нет - медный трёхрядный радиатор вполне справляется, а вот мониторинг температуры масла позволит вовремя увидеть его перегрев и уменьшить нагрузку на двигатель, избежав его заклинивания.

    Для корпуса показометра взял банку от икры. Чем ещё питаться владельцу седана бизнес-класса :) Если серьёзно, не помню откуда она взялась:

В качестве стекла вырезал лобзиком круг из оргстекла толщиной 3 мм, допольнительно отполировав его пастой гои:
Над поворотным устройством раздумывал довольно долго, однажды мне попалось на глаза крепление салонного зеркала (из-за желтизны я его сменил) - и я решил использовать его:
В результате в шаре я просверлил отверстие, нарезал резьбу 8*1 и вкрутил туда шпильку поддона 402го, посадив её на резьбовой герметик.

    Далее необходимо было решить, куда же крепить показометр. Сперва хотел на приборку, в левый угол, но при удобном для восприятия положении, корпус бы упирался в лобовое стекло и, скорее всего, дребезжал бы при движении. В итоге решил крепит показометр к накладке стойки:

Сперва хотел прикрутить снаружи, но прикинув, решил поместить корпус поворотного механизма вовнутрь. Вырезал дырку по траектори поворота:
Как видно, контрящая гайка при максимальном наклоне показометра до накладки не достаёт:
Для крепления показометра к шпильке изготовил хитрое крепление из стали толщиной 6 мм:
Сам корпус банки покрасил чёрной матовой (во избежание отвлекающих бликов) краской, крепление получилось прочным и снаружи смотрелось довольно эстетично:
Далее приступаем к подсветке шкалы, я взял светодиодную ленту от подсветки экрана сотового телефона:
К ней приклеил два резистора - один штатный (100 ом) от шкалы, а второй гасящий (300 Ом) для понижения напряжения бортсети в питание светодиодной ленты:
Саму шкалу отпаял от штатной платы:
Пластину с подсветкой и резисторами прикрутил к шкале:
Подпаял провода:
Маску шкалы распечатал на цветном лазерном принтере, сзади наклеил зеркальную самоклеящуюся плёнку, она выполняет две функции - устраняет просвечивание маски и обеспечивает более равномерную засветку шкалы:
А вот и собранный показометр:
В темноте смотрится вполне эстетично:
Взвесил показометр, получилось 118 грамм - немало, но и немного. Во всяком случае поворотный механизм должен держать без проблем, так как он очень тугой:
Провод к датчику пустил рядом с имеющейся проводкой:
Сам показометр подключен через разъём - можно будет оперативно снять:
Массу пришлось брать в довольно странном месте:
Снял вид на панель приборов со стороны водителя, как видно - обзор ограничивается минимально, ну и не сказать что сильно испорчен внешний вид:
Показометр смотрится довольно органично и стильно:
Снаружи сильно не выделяется, тем более что этот угол как правило грязный:

    Хохмы ради попробовал прогреть мотор, после прогрева тосола до 90 градусов, температура масла только достигла 40 градусов, при этом давление масла на ХХ было 2 атмосферы, то есть мне думается что показания весьма правдоподобны и о температуре масла можно в значительной степени судить по его давлению на ХХ. Теперь буду наблюдать за температурой масла и по мере накопления информации, дополню эту статью. А главное, сделаю вывод о целесообразности установки масляного теплообменника. Место замера выбрано довольно удачное - так как в трубке масло максимально горячее, а в масляном стакане оне в некоторой степени охлаждается.

Фотогалерея