Портинг и ломатинг ГБЦ. Часть 3. Каналы ГБЦ и коллекторов.
Камера сгорания
Начнём с основ, чем 8 клапанная ГБЦ отличается от 16 клапанной. Направление движения ТВС (топливо-воздушной смеси) в них
принципиально отличается:
Картинка эта по-моему с американских форумов. Из неё можно сделать вывод, что для 16 клапанной головки предпочтительней малый ход
поршня при увеличенном диаметре, с 8 клапанной ГБЦ наоборот. Также за счёт уменьшенного сечения у 8 клапанной ГБЦ поток на малых
оборотах более структурированный, в случае 16 клапанной ГБЦ поток плохо закручивается, отчего наполнение снижается. Таким образом
нам требуется закрутить воздушный поток воронкой посильнее. Смотрим на поперечный разрез ГБЦ (фото Mortis с gaz24.com):
Видно, что для кратчайшего пути из коллектора в цилиндр требуется сгладить верх впускного отверстия и край камеры сгорания в районе свечи.
Если посмотреть из входного отверстия впускного канала, видно что кратчайший путь, по которому идёт основная масса ТВС, упирается в область
в районе свечи:
Очевидное решение - сгладить переход стенки с камеры сгорания на стенку цилиндра. Довольно часто встречается рекомендация
сглаживать камеру сгорания, ориентируясь по прокладке ГБЦ. Я такого не советую делать вот почему:
Видно, что области вокруг клапанов упираются в торец гильзы, то есть сгладив камеру сгорания по прокладке поток будет
упираться в торец гильзы, и можно только проиграть в наполнении цилиндров. Отметив положение гильзы:
Стачиваем узкую полоску вблизи свечи, где прокладка идёт по краю гильзы:
Протачиваем совсем немного, буквально сняв фаску в 3-5 мм шириной. "Мясо" вокруг свечи не трогаем - оно нужно для отвода тепла:
По итогу, минимальное количество снятого материала оказывается точно в области максимального потока ТВС, которая без ступенек
касается стенки гильзы:
Низ канала в данном сечении изначально хотел точить, но потом от этой идеи отказался, почему поясню ниже в части про впускной канал.
Выпускной канал
Обратимся ещё раз к фото Mortis, но уже к разрезу выпускного канала:
Первая мысль - сгладить "мясо" вокруг втулки и сточить горб снизу. Однако "мясо" стачивать я не советую во избежание
ухудшения отвода тепла от выпускного клапана. Его перегрев может вызвать лишнюю детонацию под нагрузкой. Более того,
если заглянуть внутрь канала, то видно что с внешней стороны цилиндра (сторона от впуска) есть достаточно места для
выхода газов, то есть мясо втулки особо сечение не ограничивает, и большого выигрыша его стачивание не даст:
Каналы обрабатывались такой приблудой - патрон под максимальный диаметр 6мм зажимался в патрон дрели, а в нём зажималась
деревообразная борфреза из карбида вольфрама. Поделюсь небольшой хитростью, когда зубья забиваются алюминием,
включаем реверс и слегка касаемся обрабатываемой поверхности, значительная часть алюминия очистится:
По итогу в гбц проточил только верх выпускных каналов до совпадения с прокладкой ГБЦ. Также слегка расточил выпускной
канал 4го цилиндра ,он был по ширине ощутимо заужен при литье:
Таким образом, я растачивал канал ГБЦ до совпадения с прокладкой коллекторов только в местах основного потока газов.
Чрезмерная расточка канала (полное сечение) чревато тем, что площадь контакта выхлопных газов с ГБЦ увеличится,
отчего она будет сильнее греться.
Впускной канал
Собственно именно впуск - главное ограничение по мощности для 402го. Поэтому здесь важно сгладить
имеющиеся затыки, не создав новых. Как было описано в начале статьи, поток в 402м закручивается воронкой. И сам канал,
если присмотреться, отлит со смещением:

Обычно под портингом ГБЦ понимается раздрючивание впускного канала до тех пор, пока не откроются каналы тосола и подачи масла.
В случае 16 клапанной головки в этом есть какой-то смысл. Наверное. В случае 8 клапанной ГБЦ от увеличения сечения впускного канала
будут следующие негативные последствия: поток замедлится, потеряв кинетическую энергию, за счёт которой мог бы заскочить в цилиндр;
второе - за счёт увеличения площадии контакта ТВС с горячей ГБЦ она нагреется сильнее, отчего в цилиндры её попадёт меньше; и последнее
- за счёт изменения геометрии канала уменьшится закручивание воздушного потока, а увеличение остороты перехода канал-седло
увеличит турбулентность и создаст проблемы при максимальном наполнении цилиндров. Что же делать?
Решение - по аналогии с выпускным каналом растачиваем канал только там, где нам выгодно протекание основой массы ТВС,
Это верх входного отверстия канала и боковая сторона, отдалённая от цилиндра:
Также следует сгладить дефекты литья на переходе внешняя стенка впускного канала - седло:
Как уже писал ранее, низ впускного канала и внутренню стенку растачивать не стоит, так как увеличение сечения будет мизерным, точнее
его вклад в наполнение цилиндра. А вот проигрыш в закручивании ТВС будет заметным.
Коллекторы
По коллекторам в принципе всё просто, расточка делается в соответствии с расточкой каналов ГБЦ. В случае
выпускных коллекторов растачивается верхняя плоскость. Чугун точится очень хорошо, и сложностей с ним не возникло:
Впускные коллекторы протачиваются по прокладке сверху канала и с внешней стороны цилиндра:
Снимается довольно ограниченное количество материала, но сложность заключается в забивании фрезы алюминием.
Как советовал ранее, периодически включайте реверс, это удаляет значительную часть заусенцев с фрезы, но очищать
периодически всё равно приходилось. Это удобно делать канцелярским ножом:
Все отверстия обрабатываются однотипно:
Запас толщины стенок достаточный, так что если не растачивать за пределы прокладки, то можно точить спокойно.
Более свежий взгляд на тему в статье про модификацию впускного коллектора АТМБ-1.
Вредные и бессмысленные доработки
Из вредных доработок перечислю раздрючивание канала. Диаметр канала в ГБЦ 40 мм. Внутренний диаметр впускного седла - 41 мм.
Если вычесть сечение ножки клапана, останется как ни странно как раз эквивалент сечения в 40 мм. Таким образом, раздрючив
канал, пропускную способность не улучшим, а закручивание ТВС ухудшим. Казалось бы можно было параллельено с расточкой канала
расточить седло, но это этого будет ещё больше вреда, но про это в следующей части.
Полировка канала - занятие бессмысленное совершенно, но хотя бы безвредное ...
Канавки Сингкха. Их я делать не буду по очень простой причине. Главный аргумент в их пользу - более ранее усилие на поршне
от воспламенившейся смеси. Даже если оно так и есть, есть маленькая проблема - в начале хода поршя плечо на коленвале
очень маленькое, иными словами - это увеличенное усилие в начале хода поршня тупо прижмёт шатун сильнее к коленчатому валу,
а на полезную работу пойдёт дополнительный крутящий момент в пределах статистической погрешности.
Выводы
Перечисленные доработки вцелом довольно примитивные, легко делаются и не несут негативного эффекта. Прирост мощности
я оцениваю в единицы процентов - 2-3, не более. Обработанные каналы ГБЦ снял на видео:
Объективные замеры показали прирост мощности так, что сравнив производительность двигателя до и после однозначно
рекомендую данные дработки.
Выжать больше в части каналов врядли возможно, проще новую ГБЦ отлить, но это уже совсем другая история. В случае
инжектора можно было бы попробовать врезть форсунки прямо в ГБЦ, чтобы бензин распылялся сразу в цилиндр. За счёт
подачи чистого воздуха, без паров бензина, как происходит с карбюратором, его будет входить немного больше. Что повысит
как КПД, так и мощность двигателя.
Расточка каналов впускного коллектора по феншую
Поскольку машина пока не особо нужна, решил на досуге повторить расточку впускного коллектора по технологии атмб-1.
Замерил начальный вес коллектора:
Как показало прохождение 2го и 3го каналов их растачивать по прокладке избыточно:
При проточке крайних каналов лишний раз убедился в необходимости расточки, приложил к ступеньке линейку,
чтобы более наглядно её показать. И это типа снаружи изначально было расточено в прошлый раз:
Также сделал отверстия под центровочные штифты, и приложив прокладку разметил объём работ, после чего сделал плавный переход:
Аналогично и со второй стороны:
По итогу взвесил, вес снизился процентов на 10. Как и с коллектором атмб. Объём внутреннй не стал измерять, думаю
примерно те же 10%:
После портинга и ломатинга максимальные обороты упали с 6300 до 5300-5400. С расточенным впускным коллектором максимальные
обороты не выросли, что несколько огорчает. Но звук набора оборотов субъективно немного изменился. В общем ждём
гоночного сезона и объективного замера. Если не выеду из 17 сек, это будет ну очень печально.
Фотогалерея