Планируемое внедрение кондиционера на элементах Пельтье потихоньку движется. Следующим этапом
после установки генератора на 135 Ампер стала модернизация регулятора напряжения.
Основной проблемой здесь является работа кондиционера на ХХ двигателя. Дело в том, что при шкиве
генератора втрое меньшего размера, чем шкив коленчатого вала, при 1000 оборотах двигателя ротор
генератора будет вращаться со скоростью в 3000 оборотов минут, что по таблице токоотдачи даст
110 Ампер при 13,5 Вольтах:

В принципе при потреблении 10ю элементами пельте 60 Ампер должно хватить. Однако, я так думаю, эти показания
были сняты при подаче на ротор тех самых 13,5 Вольт. И вот здесь мы упираемся в штатный регулятор напряжения,
для которого прямо декларируется падение напряжения в 2 Вольта, то есть на ротор пойдёт максимум 11,5 Вольт.
Разница в мощности на роторе составит 13,5 * 13.5 / 11,5 * 11,5 = 37%. То есть от 110 Ампер останется уже только
70, из которых 6 уйдёт на сам генератор. А есть ещё и штатные потребители, то есть на кондиционер останется
мало тока. Падение 2х Вольт на регуляторе обусловлено применением в нём качестве ключа биполярного транзистора.
Также при модернизации мне хотелось добавить функцию отключения генератора при пуске двигателя. То есть штатно
при работе стартера генератор пытается генерировать, при этом расходуя до 6 ампер тока и тормозя коленчатый вал.
При отключении же генератора мы получим минимум 10% прирост в скорости вращения коленчатого вала стартером.
Основной эффект от этого должен быть зимой, когда аккумулятор работает на грани своих возможностей.
Итак, при разработке регулятора напряжения необходимо учесть следующие факторы:
- Широкий рабочий диапазон температур от -40 до +80,
- Стойкость к скачкам напряжения до 60-80 Вольт,
- Стойкость к атмосферным воздействиям,
- Стойкость к вибрациям,
- Возможность отключения при пуске двигателя,
- Малое падение напряжения,
- Отсутствие механических элементов.
Одной из альтернативных схем реглятора напряжения является следующая:
Однако у неё следующие недостатки:
- Диапазон температур LM393 всего от 0 до +70,
- LM393 максимально выдерживает 30 Вольт питания,
- Затвор ирф 3205 максимум рассчитан на 10 Вольт, нет защиты на схеме,
- ирф 3205 максимум выдерживает 30 Вольт на выводах сток-исток (биполярный транзистор в оригинале рассчитан на 80 Вольт),
- полевой транзистор управляется без ключа - это приведёт к его нагреву,
- Отсутствует возможность отключения при пуске двигателя,
- В схеме присутствует подстроечный резистор - не рекомендую использовать в авто ничего подстроечного,
- реле потенциально слабое звено.
Оригинальная схема регулятора напряжения выглядит так:
Принцип работы примитивный - при превышении установленного напряжения ротор отключается, после снижения
напряжения ротор вновь подключается. Принцип работы как у поплавковой камеры карбюратора, ну или бачка унитаза.
Меня заинтересовали элементы разрядки энергии остаточной индукции ротора - дроссель 7, диод 12 и конденсатор 11.
Для этого купил новый регулятор напряжения, за компанию хотел использовать его корпус:
Как вы понимаете, на завод давно пробрались "эффективные" менеджеры и выкинули эти ненужные элементы,
оставив только защитный диод:
При этом, сама плата изготовлена у нас - видна качественная пайка (китайцы так не умеют) и покрыта лаком.
Впоследствии вскрыл свой оригинальный регулятор напряжения 96 года и узрел те самые защитные элементы:
При это обратите внимание, болт, через который идёт масса ещё и пропаян, в новоделе просто затянута клемма.
Ещё из замечаний к новоделу - тонкие провода, идущие на разъём. Максимальный ток на роторе может быть до 6 Ампер,
это подразумевает провод сечением 2 кв. мм., или 1,5 мм в диаметре.
В итоге разработал собственную схему:
За основу взял ШИМ step-down стабилизатор lm2576-adj он в своё время себя хорошо зарекомендовал в
светодиодных ПТФ.
Микросхема TC4420EPA - это ключ, обеспечивает мгновенное переключение полевого транзистора, отчего тот не греется попусту.
Транзистор изначально взял CEB4060AL, про него дальше напишу более подробно. Все детали рассчитаны на диапазон от -40 до +80,
большинство деталей было куплено в магазине
Чип НН.
Назначение деталей:
- диод д1 - не знаю зачем, в штаном регуляторе должен быть, на напряжение 400 Вольт, ток в 1 Ампер.
- резистор р3, конденсатор ц1 и два стабилитрона вд1 и вд2 защищают управляющие микросхемы и затвор полевого транзистора от скачков напряжения.
При превышении 16 Вольт откроются стабилитроны и излишек напряжения рассеется на резисторе р3. Мощность резистора 2 Ватта, стабилитроны
по 1 Ватту. Конденсатор несколько сот микрофарад на напряжение 50 Вольт
- Резисторы р1 и р2 - делитель напряжения, по которому ориентируется стабилизатор. Придётся подбирать по месту.
- дд1 - ШИМ стабилизатор изменяет скважность импульсов на полевом транзистор и соответственно на роторе. Имеет хитрый вывод 5, при подаче напряжения
на который ШИМ отключается, мы его содиним с реле стартера. Р5 нужен для корректной работы стабилизатора, на этом выводе открытый то ли коллектор,
то ли эмиттер.
- резистор р4 гарантированно снимает напряжения со входа отключения, то есть микросхема не зависнет в промежуточном состоянии, диод д3 нужен для разрядки
напряжения с удерживающей обмотки реле стартера. Диод д2 ограничивает управляющее напряжение.
- микросхема дд2 ключ управления полевым транзистором, обеспечивает его мгновенное отключение\включение. Это уменьшает нагрев ключевого транзистора в
промежуточных состояниях и соответственно повышает КПД схемы. Конденнсатор ц2 поставил по рекомендации даташита.
- резистор р6 гарантированно перекрывает транзистор в непонятных ситуациях.
- диодов д4 и д5 два. Так как я использовал UF4007, а они выдерживают до 1 Ампера, в штатной схеме стоит диод на 1,5 Ампера. Они разряжают
накопленную в роторе энергию при размыкании цепи.
- индуктивность л1 и конденсатор ц3 обеспечивают плавную разрядку ротора без большого скачка в схеме.
Жирным я специально указал траекторию движения максимального тока. От вывода Ш до земли - именно здесь течёт максимальный ток,
то есть масса регулятора напряжения - важнейший контакт.
Платы я вырезаю. Мне так удобнее. Вот плата снизу:
И сверху:
Все маломощные резисторы и конденсатор SMD:
Полевой транзистор изначально использовал CEB4060AL - по причине того, что он на затвор держит до 20 Вольт,
а на истоке до 60 Вольт относительно стока. Однако при испытаниях током в 6 Ампер - лампочкой ПТФ на 55 Ватт
столкнулся с нагревом транзистора. Не будь драйвера, можно было свалить на медленное открытие/закрытие транзистора,
но драйвер был. Взялся за куркулятор. Сопротивление канала CEB4060AL 80 миллиОм. Да, много - но это расплата
за способность держать высокое напряжение. Итак мощность рассеяния равна 6 Ампер * 6 Ампер * 0,08 Ом = 2,9 Ватта.
Похоже на правду. В общем тепловыделение в 3 Ватта можно было бы стерпеть, если бы не одно но. Под капотом запросто
может до +80, а в таких условиях дополнительное тепловыделение просто добъёт схему.

Изучил номенклатуру современной электронной промышленности, остановил свой выбор на IRFP3206. Его характеристики:
сопротивление канала 3 миллиОма, держит те же самые 20 Вольт на затворе и 60 Вольт на истоке. Минуса 2 - крупнее
и дороже. Стоит 160 рублей, регулятор новый я взял за 120 рублей :) :
Опробовал, никакого нагрева. По куркулятору получается 6 Ампер * 6 Ампер * 0,003 Ом = 0,11 Ватта. Другое дело :)
Пришлось правда развернуть мордой вниз, а пайка получилось на весу, провода использовал диаметром 1,5 мм:
Пропаянное покрыл цапон-лаком:
Все массивные детали зафиксировал клеем момент:
Сверху также покрыл цапон-лаком:
А вот и готовое устройство. Для надёжности вывел массу дополнительной клеммой, второй вывод управляющий:
Небольшая ложка дёгтя, максимальная скважность lm2576 не менее 95% по даташиту, так и оказалось:
Тем не менее выгода всё равно значительна в сравнении со стоком, да и это ограничение будет достигнуто только
при перегрузе генератора. Регулятор установил, все затянутые соединения покрыл цапон-лаком:
Провод отключения подключил к реле стартера. Влажность - это цапон лак.
На десерт видео - зарядка начинает идти только после того, как отпускаю ключ. И максимальный ток зарядки менее 50 Ампер:
Можете сравнить с
пуском со штатным регулятором без функции отключения при пуске.