В общем-то данный механизм меня интересовал давно. Так как позволял плавно регулировать довольно увесистую конструкцию. При этом выдерживая немалые нагрузки. Итак, механизм регулировки спинки сиденья состоит из 3х основынх частей: статор - внешняя резьба из 30 зубьев, ротор - внутренняя резьба из 29 зубьев:
Принцип работы такой. Шестерня ротора прижимается эксцентриком одной стороной к статору. При этом из-за разницы в числе зубьев, за один оборот вала эксцентрика ротор поворачивается на разницу в числе зубьев, причём в обратную сторону. В абсолютных цифрах это 360 градусов * (30-29) / 29 = 360 / 29 = 12,5 градусов. Коэффициент передачи этого редуктора получается 1:29 :
Почему же при такой эффективности подобная конструкция редко применяется? Ответ прост - очень много трения, большие нагрузки на эксцентриковый узел. То есть при активном использовании ресурс данного вида редуктора невысок. Однако при всём при этом он позволяет получить большой коэффициент трансформации в очень ограниченном объёме.
Наткнулся на интересный ролик с колёсными редукторами на таком принципе: ютуб.