Во многих узлах автомобиля конструктивно должен быть зазор, причём в определённых рамках. Минимальная граница обусловлена тепловым расширением, то есть если зазор менее установленной нижней границы, узел может заклинить, либо всё масло будет выдавлено и на соприкасающихся поверхностях возникнут задиры. При этом важно разделить регулировочные шайбы на обычные и упорные. Упорные служат также подшипниками скольжения, что накладывает ограничения на материал, из которого они изготовлены.
Меня на изготовление самодельных регулировочных шайб натолкнула необходимость устранения люфтов дифференциала заднего моста. По каталогам вроде как подобные шайбы различной толщины существуют в природе, но в продаже их обнаружить не удалось.
Первая попытка изготовления регулировочных шайб была предпринята не без помощи Дядюшки Ляо. Была изготовлена оправка для вырубки внутреннего отверстия шайбы из двух листов стали, стягивающих фольгу:
Практически идеально подошли обоймы конического подшипника пром.вала кпп: Внешняя обойма армировала нижнюю пластину, а внутренняя играла роль ножа: При этом для повышения качества реза, на внутренней обойме был болгаркой создан внутренний конус: В закромах Дядюшки Ляо была отыскана фольга из нержавейки толщиной 0.1 мм. Есть и 0.2 и 0.5, и медь, и латунь, и металлы, запрещённые к свободному обороту :). Длина рулона 1 метр : Маркером обводим шайбу требуемого дизайна: Зажимаем заготовку болтами: Далее располагаем устройство на деревяшку и наносим чёткий удар кувалдой: Фольга 0.1 мм особо не сопротивляется: Результат по-моему удовлетворительный: Также попробовал плавно давить тисками: Получилось гораздо хуже:По итогу оказалось что данные шайбы не подходят, так как нержавейка не обладает достаточной износостойкостью. Но про это подробнее в теме про регулировку дифференциала. Сам же метод вполне рабочий, но в идеале плоскости устройства надо было либо шлифануть на станке, либо торцануть на токарнике. Равно как и более точно подогнать отверстие в плстинах для более точного реза. На али попадались комплекты ножей для гидравлической рубки шайб, но они окупятся только при промышленных масштабах производства.
Убедившись в низкой износостойкости нержавейки я заинтересовался оптимальным материалом для изготовления упорных шайб. Поиск на спец.форумах дал ответ о необходимом материале. Это сплав стали 65г, из которого делают рессоры, пружины, упорные шайбы и строительные мастерки. Насколько помню, мне на глаза попался строительный мастерок, и я тогда и сообразил что же может быть более износоустойчивым? Это как раз одно из свойств стали 65г. В строительном магазине были приобретены строительные мастерки, которые оказывается называются кельма и один шпатель. Критерием была толщина полотна, кроме того хорошая сталь должна звенеть:
Мастерок (кельма) был сделан в России и сталь мне понравилась больше китайского шпателя. Толщина 1 мм и высокие шансы, что в России использовался положенный сплав, прошедший необходимый технологический процесс изготовления: Далее всё просто, коронкой высверливаем центр. Ступенчатым сверлом я не пробовал, но думаю бы столь тонкий металл бы просто согнуло в бараний рог: Далее одеваем заготовки на ось и болгаркой обатчиваем по внешнему краю: В результате получаем шайбы в небольшом ассортименте, из отличного материала:На данный момент дифференциал собран, люфты выбраны, но итоги оправданности такой технологии можно будет подвести только при следующей разборке дифференциала, которая вероятно будет через 4-5 лет.
Технология уменьшения толщины регулировочной шайбы описана в статье про заточку инструмента.