Размышлизмы о зимней резине

 
    29.01.2015
    Довольно популярной темой на автомобильных форумах является вопрос о необходимости зимней резины. Как правило есть две крайние позиции. Первая состоит в том, что купив зимнюю резину можно забыть при осторожность и гонять почти как летом, а те кто ездят не на зимней резине - нищеброды, потенциальные (само)убийцы, кроме того создающие заторы, провоцирующие ДТП. И в конечном счёте те, кто ездит зимней резине - обеспечивают безопасность, а те кто ездит на летней/всесезонной - потенциальная угроза для общества. Вторая позиция тех кто ездит на всесезонной/летней - главное это скоростной режим, а обгоны подождут до летнего гоночного сезона :). Всё что будет написано дальше, мой личный опыт, на истину в последней инстанции не претендую, однако это не теория, а именно что практика.

    Первое. Если резина обеспечивает безопасность, то и убивает автомат калашникова, и орфографические ошибки допускает ручка. Иными словами, если водитель дэбил, плохо учивший физику в школе, либо гонщег, то тут медицина бессильна. То есть никакая резина, никакая электроника не спасёт от неадекватного водителя. С другой стороны, если водитель опытный, осторожный и грамотный он на любой резине сможет обеспечить безопасность движения.

    Далее рассмотрим отличие шипованной резины от нешипованной. Предыдущие две зимы я отъездил на нешипованной всесезонной резине Омскшина ОИ-297 С1. Она меня полностью устраивала, огромный протектор обеспечивает ей превосходную проходимость, плюс высокую стойкость к аквапланированию. Зимой однако, были некоторые сложности по снегу рыхлому и утрамбованному ехала без проблем. Сложности были только на голом льду, где в случае упора\ямки под любым из колёс машина просто не ехала. Для решения этой проблемы был разработан и изготовлен антибукс. С ним проблем не осталось вообще. Однако в конце прошлого года наступил очередной финансовый капиталистический кризис и я на свободные средства купил комплект новой зимней резины. Причём резина точно такая же, ОИ-297 С1, только с преферансом и куртизанками, то бишь шипами. И завод уже не Омский, а Алтайский из города Барнаул. Таким образом, я могу сравнивать одну и ту же резину, но с шипами и без. После первых же дней наступило разочарование - эффект от шипов мал, и если бы не кризис/шмизис то денег потраченных было бы откровенно жалко. Итак различия вот какие: руль в повороте действует чётко, то есть малейший поворот руля приводит к изменению траектории, без шипов реакция более планая, замедленная. Разгон на льду, понятное дело гораздо веселее, так как если без шипов колесо просто уходит в шлифовку, здесь за счёт вгрызания шипов происходит разгон, хоть и не сравнимый с летним. На скорости на льду шипованная резина конечно гораздо лучше держит траекторию, позволяет ехать раза в полтора быстрее, чем без шипов. Однако в сильный гололёд откровенно говоря ссыкотно было ехать на шипованной резине более 40 км\ч. А так я в общем-то ездил и на нешипованной резине на второй передаче на 3000 об\мин. То есть никакой разницы в общем-то. На асфальте разницы, что с шипами, что без, нет разницы при движении и маневрировании на высокой скорости. Главное разочарование - это торможение. Кто бы что ни говорил, но зимой на льду самое эффективное экстренное торможение - с блокировкой колёс, дак вот разница в длине тормозного пути шипованной и нешипованной резины - не более 30-40 процентов.

    Итак что имеем в итоге - при разгоне шипованное колесо шлифует и многократно вгрызается в лёд, разгоняя авто - то есть здесь кратное примущество над нешипованной резиной. А вот в случае торможения скорость колеса относительно льда сравнима у шипованной и нешипованный резины. Соотвественно и разница в длине тормозного пути уже не такая значительная. Иными словами, с шипами авто значительно лучше разгоняется и незначительно лучше тормозит. А на чистом асфальте мне показалось, что шипованная резина тормозит даже чуть хуже, чем нешипованная, процентов на 10. В результате получается что если шипованная резина позволяет ехать в полтора быстрее, то тормозной путь увеличивается 2,25 раза, а эффективность торможения увечивается не более чем в 1,5 раза. Таким образом получается, что зимняя резина позволяет ездить быстрее, но в ущерб безопасности.

    Также из личного опыта при интенсивном торможении двигателем на Волге на нешипованной резине происходит снос морды влево, на шипованной резине такого нет, хотя и колёса на время блокируются при понижении передачи. Также не могу не отметить, что в рыхлом снегу и сугробе наличие\отуствие шипов абсолютно пофигу. То есть даже и с зимней резиной мне при форсировании брустверов приходилось пользоваться антибуксом. В сугробах\рыхлом снегу все проблемы решает в первую очередь глубина протектора. Равно как и при упоре в хороший ледяной холмик зимняя резина бесполезна - приходится сдавать назад и объезжать. Также по опыту могу сказать, что крайне опасно пускать зимой колёса в шлифовку (безотносительно наличия шипов). Проблема вот в чём - колесо везит 20 кг и обладает большим моментом инерции, то есть при раскрутке (шлифовке) оно запасает большую энергию. Пока оба колеса шлифуют - всё хорошо, но стоит одному из раскрученных колёс попасть на участок с более хорошим сцеплением, чем у другого колеса - лёд\асфальт либо лёд\плотный снег, то колесо тут же отдаёт накопленную энергию, в результате получается толчок в угол машины, весьма сильный, отчего возникает занос, причём настолько сильный, что почти невозможно будет поймать машину. Таким образом, для обеспечения безопасности важно не допускать шлифовки ведущих колёс при движении, особенно на неоднородном дорожном покрытии.

    В 2015 году наши альтернативно одарённые депутаты приняли закон о зимней резине, который вносит изменения в ПДД в части требований к резине. То есть по всей России с декабря по январь резина на авто должна быть зимней, либо всесезонной с маркировкой м+с. Так что, тем кто ездит на всесезонке бояться практически нечего. Но есть там и второй пункт - остаточная высота протектора должна быть не менее 4мм, для легковых авто в действующих ПДД предусмотрено 1,6 мм. И тут я полностью согласен с нашими депутами. То есть решающее значение для безопасности зимой играет именно что глубина протектора. Если проводить аналогию со средствами обеспечения безопасности пассажиров - протектор это как ремень безопасности, обспечивает процентов 60-70 безопасности, а шипы, это как подушка безопасности - обеспечивает процентов 10-20 безопасности. Таким образом тех, кто ездит зимой на летней лысой резине ни понять, ни простиь нельзя :). Исключение - гружёные грузовики, но это отдельная история и опыт вождения у меня на грузовике зимой не очень большой, да и гоняют на грузовиках как правило гораздо меньше. На грузовике кроме того крайне эффективно торможение двигателем.

    Итак плюсы у зимней шипованной резины - это движение с бОльшей скоростью, меньше застреваний и пробуксовок. То есть это в некоторой степени инвестиция - то есть если важно зимой много и быстро ездить, то шипованная резина обязательна, более того за счёт меньшей шлифовки и более динамичного разгона должен несколько снизиться расход толива.

    Из минусов - тормозной путь сокращается не настолько, насколько возрастает скорость, то есть при вождении следует быть более осторожным и внимательным, чем при движении на меньшей скорости на нешипованной резине. Также возникает проблема места для хранения второго комплекта резины. Также при торможении на асфальте тормозной путь немножко увеличивается.