Ксеноновый фонарик своими руками

 
    19.02.2017

Технология изготовления

    Идея попробовать ксенон у меня была давно. Машина со штатными ксеноновыми фарами мне в ближайшем будущем точно не светит :). Колхозить ксенон в машину, на него не рассчитанную, неправильно по многим причинам. Да и производители сейчас массово переходят на светодиоды, что мне кажется правильным. Диоды мне видятся почти идеальным источником света, вот и было интересно поработать с ксеноном, чтобы понять его минусы и плюсы.

    Итак нам понадобится комплект мото би-ксенона. Хотя это би - всего лишь соленоид, который я впоследствии ампутировал. Заказал я в Китае такой комплект би-ксенон 35 Ватт температура 6000к, цена в районе 700 рублей:

В комплект входит блок розжига, сама лампа и комплект цоколей:
Для сравнения я нацепил цоколь H4:
Блок розжига внутри был залит, что ощутимо повышает его надёжость:
Собственно вот что делает ксенон би-ксеноном - соленоид, при включении дальнего лампа слегка смещается:
Теперь нам нужен световой прибор, куда вколхозим лампу, я выбрал фонарь-искатель 5302.3711, его цена 3-3,5 тыс. руб. :
Он рассчитан на лампу с цоколем H1. Совмещаем дуги обоих ламп, и видим что ксеноновая лампа должна войти на чуть более 1 см:
Долбаем старый цоколь, формуем новой из холодной сварки. Вообще лучше купить лампу с цоколем, соответствующем отражателю. Чтобы сформировать правильный цоколь, включаем лампу и находим положение, при котором пучок оптимальной формы:
Далее из пружинистой проволоки изготавливаем крепление кастом цоколя:
Далее провода блока розжига обжимаем контактами:
Сам блок розжига крепим внутри на двусторонний скотч, провода подсоединяем к штатной проводке:
Лампа в фонаре выглядит так:
Световое пятно с ксеноновой лампой получлось такое:
Ну и не только лишь все могут сфоткать дугу лампы :) :
Дуга ксеноновой лампы неправильной формы, а на колбе есть капли и загрязнения. Я думаю на качественной и дорогой лампе этого быть не должно.

    Тест-драв фонарика на вечерней дороге. Машина с аварийкой - учебная, в левом нижнем углу - ножка штатива, не стал фотик доставать наружу на мороз, мог преждевременно сесть его аккумулятор. Сперва посветил из салона:

У меня других прожекторов нет, сравнивать сложно, бьёт я думаю метров на 100. При том что значительная часть света не идёт вдаль, а освещает близлежащее пространство.

    Теперь перечислю плюсы и минусы ксенового фонаря. К недостаткам отнесу следующие моменты:

  • Сложность блока розжига. Самому собрать выйдет точно не дешевле. Соответственно и ремонт затруднён. Со стабилизаторами диодов гораздо проще;
  • Высокое напряжение при розжиге - 20-30 тысяч Вольт это небезопасно как для человека, так и для прочей электроники. Кроме того, при повреждении изоляции искра может пробивать мимо лампы, тогда лампа никогда не загорится;
  • Дешёвый ксенон приводит к помутнению оптики. Из-за дешёвой смолы, которой заливается цоколь происходит её испарение и осаждение на отражатель;
  • Под разные лампы могут быть разные блоки розжига, то есть лампы другого производителя могут работать с блоком розжига некорректно;
  • Для ксенона в фарах линза предпочтительне, так как шторку внутри лампы сделать сложно, я так понимаю, металлическая не даст разжечь дугу, а другой материал не выдержит;
  • Обладает высокой инерционностью, как и галогеновая, моргать ей не получится.
Преимущества ксеноновых фонарей:
  • Пожалуй, самый яркий источник света, ярче только лазер;
  • Высокий КПД в сравнении с галогеновой лампой;
  • Спектр довольно естественный (субъективно). Галогенка даёт жёлтый свет, светодиод воспринимается искусственным;
  • Если не вдаваться в устройство блока розжига, система вцелом довольно простая и компактная;
  • Не требует охлаждения в отличие от диодов.

    В общем по итогу я не увидел умопомрачительных преимуществ ксенона над диодами. Более того для его безопасной эксплуатации (как владельца, так и окружающих), необходимо выполнение ряда условий, усложняющих конструкцию. На определённом этапе, когда диоды имели малый ресурс и малую мощность, ксенон выигрывал по всем статьям, сейчас же диоды достигли таких характеристик, что ксенону противопоставить нечего. Во многом эту ситуацию можно сравнить с телевизорами с плазменными экранами и жидкокристаллическими. На начальном этапе плазма, даже со многими недостатками, была на голову выше ЖК телевизоров, но жк постоянно развивались, перешли на светодиодную подсветку и плазма осталась в прошлом.

    Также по теме рекомендую канал Test lab. Грамотный специалист, объективные замеры разных ламп, в том числе новинок.

Почему от ксенона мутнеют фары

    От дешёвого ксенона (как купленного мной) отражатель мутнеет буквально на глазах. Причина в применении дешёвой смолы с недостаточной термостойкостью для заливки колбы и фиксации её в цоколе. У новых качественных ламп цоколь фиксируется металлическими лапками. Зачем нужна смола? Дело в том, что при розжиге дуги ксеноновой лампы используется напряжение в десятки тысяч Вольт. В случае наличия металла вблизи контактов колбы искра пробъёт через него, а не через электроды внутри. То есть лампа не разгорится. Другой фактор, влияющий на выбор материала - это крайне высокая температура колбы. Материал отвечающий обоим условиям электроизоляции и термостойкости - только смола. В дорогих лампах применяется смола, менее подверженная испарению при работе.

   

Фотогалерея