В принципе, гидрокомпенсаторы на змз 402 выпускает нижегородская фирма прогресс, но по отзывам не всё так радужно. Данные гидрики критичны к качеству масла, в том числе и к температуре (при высокой температуре даже самая хорошая синтетика разжижается). Кроме того данные гидрики в диаметре в разы меньше, чем гидрики на тот же 406й, что вызывает некоторые вопросы в части их ресурса. Также под вопросом их работа на высоких оборотах. Да и не бюджетно, так как для корректной работы производитель рекомендует заменить ось коромысел (для увеличения подачи масла) и поставить облегчённые пружины. Преимущество - про регулировку клапанов можно будет забыть, главное вовремя менять хорошее масло - минералка не прокатит.
Недавно УМЗ выпустил штанги нового образца - в старых в болту был масляный канал по центру, с которого масло стекало на штангу в новых штангах на её конце колодец, а сам болт глухой. Масло не поступает из коромысла, а поступает в колодец за счёт разбрызгивания масла под клапанной крышкой. Механическая регулировка зазора сохраняется - то есть регулируется болт и контрится гайкой. То есть надёжность не хуже чем у штанг старого образца, и двигатель так же не особо требователен к качеству масла. Преимущество новых штанг в том, что в колодце постоянно находится масло, а за счёт отсутствия канала подачи масла площадь соприкосновения болт-штанга увеличивается. Это приводит к более медленному износу обоих деталей, плюс за счёт большой площади контакта появляется мини-эффект гидрокомпенсатора, то есть на холодном двигателе штанге приходится пробивать не воздух в зазоре, а масляную плёнку. А холодное масло значительно более вязкое, то есть шум в любом случае будет меньше. Масло никуда выплёскиваться из колодца не должно, так как уменьшении зазора штанга идёт вверх и масло по инерции будет стремиться в этот зазор, так что колодец должен быть заполнен постоянно.
Особенностью конструкции также является отсутствие масляного канала в болту. Теоритически должно возрасти давление масла в двигателе, но на практике в ГБЦ идёт довольно тонкий малсяный канал, так что не думаю что это окажет существенное влияние на давление масла. Основное давления всяко идёт в коленвал, а оттуда во вкладыши. Опять таки из-за ухудшения поступления масла на штанги, есть риск увеличения износа в месте контакта штанга-распредвал и напрявляющая штанги-блок. То есть всё масло, которое поступает в ГБЦ будет выходить только из зазоров - коромысло-ось коромысел. Интересно будет оценить этот износ через некоторое время.
Таким образом смысл установки штанг нового образца - уменьшение шума, увеличение периода между регулировками зазоров при сохранении надёжности змз 402.
По поводу установки - снимать ось коромысел обязательно, штанги заменяются, контрящие гайки оставляются старые. Старые болты удобнее откручивать ключом на 11.
Кроме того, интересные вещи выясняются, оказывается болты для штанг на 92й и 76й разные: Штанги НО АИ-76
и Штанги НО АИ-92: .Спустя год и 4 тыс. км. пробега вскрыл клапанную крышку и осмотрел штанги:
Штанги все притёрлись равномерно, поверхность притёрлась практически полностью: Болты также притёрлись основательно. Опять таки, не полностью зеркальная поверхность говорит об изностойкости штанг, то есть прослужить они должны долго. Также записал видео, дополнительно уровень шума снижает синтетика и автоодеяло. Зазоры при регулировке выставляю по максимуму 0.4 - крайние, 0.45 - остальные. Возможно, уменьшив зазор, можно и ещё уменьшить шум, но гарантированно закрытый клапан, как мне кажется, важнее: